Горе от ума
Александр Сергеевич Грибоедов
«Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».»
В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. Таким образом, противостояние главного героя Чацкого и «фамусовской Москвы» явилось реальной проекцией происходящих в стране процессов.
Итак, в центре комедии лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!».
Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Этим автор подчёркивает исключительное положение людей с новыми взглядами. «В моей комедии,-- писал Грибоедов,-- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Фигура Чацкого, получая особое место в пьесе, становится крупной, сильной.
История жизни героя намечена в комедии отдельными штрихами. Детство в доме Фамусовых (об этом рассказывает Софья в 5 явл. и сам Чацкий в 7 явл. д. I), затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург — «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу — и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Чацкий молод, ему не более 23−24 лет, а за плечами у него уже множество событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.
Он делает острые, колкие замечания о дворянском воспитании («хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»), о преклонении перед иноземным («с ранних лет привыкли верить мы, что нам от немцев нет спасенья»). Давал меткие характеристики людям («трое из бульварных лиц», «наше солнышко»), умел подчеркнуть в них то, что у честного человека должно вызывать гнев и презрение. «Сам толст, его артисты тощи»,-- говорил он об одном из московских «тузов» и его крепостном театре. Чацкий подметил ненависть светских дворян ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В учёный комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
За границей Чацкий «ума искал», то есть — учился. Кроме научных истин он мог там «крепко набраться новых правил». В эти годы беспокойная Европа всё ещё кипела страстями великих битв. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на Родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Теперь Чацкий «вольнее дышит и не спешит вписаться в полк шутов».
Он не богатый дворянин («душ триста-четыреста»), отказавшийся от службы. Почему же он не служит? Он сам отвечает на этот вопрос: «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Он умеет от души смеяться и тонко иронизировать, красиво говорит, легко ссылается на факты истории и оперирует античными именами. Даже Софья вынуждена согласиться с тем, что Чацкий: «Остёр, умён, красноречив, / В друзьях особенно счастлив». К тому же, так привлекательна в Чацком горячая искренность в любви. Поведение Чацкого до конца естественно, образ его правдив и динамичен.
Но каковы же они, его противники?
Его противники — это «свет», высшее московское дворянство. Это «тузы», как они гордо себя зовут, богатые и знатные вельможи. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданкого долга. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она: «Балы даёт нельзя богаче».
Рисуя себе идеал человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:
Он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.
Богатство для них — главное:
Будь плохонький, но если наберётся
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
К людям беднее себя они относятся с презрением. Вспомним, как меняется отношение княгини Тугоуховской к Чацкому, когда она узнаёт, что он сравнительно беден (д. III, явл. 7). Вот она послала своего мужа познакомиться с молодым человеком: вдруг она сумеет найти в нём жениха для одной из своих шести дочерей? Но когда узнаёт о том, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, мигом зовёт мужа обратно.
Московские дворяне — это круг тесно связанных между собою людей. Связи помогают им вершить дела, получать должности. Здесь выручают, но только «родного человечка». Продвигаются же здесь по службе лишь для того, чтобы: «И награжденья брать и весело пожить».
Это, пожалуй, краткая характеристика противостоящих Чацкому и таким как он сил. Но в комедии достаточно подробно раскрываются несколько образов, каждый из которых обличает собой одну из черт описанного выше московского общества.
Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Он заигрывает с молоденькой служанкой, хотя хвастается своим «монашеским поведением». Он навязывает Скалозубу свою дочь самым откровенным образом:
Дай бог здоровья вам
И генеральский чин; а там
Зачем докладывать бы дальше
Речь завести о генеральше?
А Фамусов в IV действии! Как он вершит суд и расправу, как распоряжается судьбами своих слуг! При разговоре со Скалозубом, он и слова подбирает мягкие, льстивые: «дорогой», «батюшка», «любезный человек». А в IV действии? «Чурбан», «тетеря», «не финти», «за святцами зевать».
Вот его понимание того, как следует ценить знакомства, родню: «…Я перед роднёй, где встретится, ползком; / Сыщу её на дне морском».
Может быть, Фамусов — хороший управляющий в казённом месте? Нет. Молчалин несёт на подпись деловые бумаги: в них есть противоречие и «многое не дельно». А Фамусов?
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
И вместе с тем он убеждён, что много трудится: «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый / По должности, по службе хлопотня…».
Его по-настоящему не заботит ни судьба его дочери, ни служебные дела. Он боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в образе Фамусова автор обличил чинопоклонство московского света.
В комедии проходит перед нами путь Молчалина. Безродный юноша из провинции приехал служить в дом Фамусова секретарём. Дельный и способный, он быстро понял, что чтобы получить почести и богатства, нужно «угождать всем людям без изъятья». Молчалин лебезит перед Хлёстовой, заигрывая даже с её собачкой; он безмолвно выслушивает поучения Фамусова; в угоду дочери своего покровителя принимает вид влюблённого. И вот уже Фамусов видит в Молчалине «делового». Прекрасно характеризует Молчалина его речь, краткая, деловая, осмотрительная. Заискивая, он постоянно употребляет в конце слова «с» (сокращенное «сударь»). И вот перед нами воплощённое лицемерие.
В Скалозубе же показана глупость и ограниченность. Как говорит Софья, он «слова умного не выговорил сроду». Этот офицер может думать только о форме, строе и осанке. По его мнению, слава полка не в его боевых действиях, а в том, что «всё так прилажено, и тальи все так узки». Одной остроумной репликой Чацкого Грибоедов создаёт портрет Скалозуба:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки.
Привлекательность Скалозуба для Фамусова состоит в том, что он «золотой мешок». Хотя сам Фамусов знает, что Скалозуб туп и ограничен.
Своебразна и интересна фигура Репетилова. В его лице автор беспощадно высмеял и осудил праздно болтающих дворянчиков. Репетилов — от французского repeter (повторять), то есть повторяющий чужие слова, не имеющий своих мыслей. Карьеру он пытается сделать молчалинскими способами: женился на дочери знатного человека. Но карьера не задалась. И теперь его жизнь проходит в чужих переднях и танцевальных залах.
И это те, кто стали судьями Чацкого, а с ним и всех людей, которые мыслят не так, как московские тузы?! Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна. В заключительных сценах всё меньше лёгкой насмешки, всё больше авторских раздумий. В конце пьесы Чацкий как будто проиграл, он уезжает из Москвы. Но поражение главного героя временное. Сломленный сейчас количественным превосходством врагов, Чацкий не уступил в этой борьбе, сохранил свой ум и силу. Он продолжит эту борьбу, молодое и смелое в его лице расчистит себе дорогу и неизбежно победит. Враги же нашего героя, его судьи, остаются в трудном положении. Насмешка автора уничтожила их. Нет их былого величия. Раздосадованному Фамусову осталось лишь повторить свою выдумку о Чацком:
Ну что? не видишь ты, что он с ума сошёл!
Скажи сурьёзно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
Другие сочинения по этому произведению
"Безумный по всему " (Образ Чацкого) «Век нынешний» и «век минувший» «Век нынешний» и «век минувший» в комедии