Горе от ума
Александр Сергеевич Грибоедов
«Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума».»
Общество представляет собой группу людей, объединенных общими интересами. Для того чтобы эти люди могли существовать вместе, они должны уметь слушать и слышать друг друга, находить общий язык. Иначе общество не может существовать, оно начинает делиться на части, которые не понимают друг друга. Такое проявление глухоты, характерно для московского общества девятнадцатого века, представленного в комедии
В данном произведении мотив глухоты пронизывает все действие комедии. В «Горе от ума» герои являются глухими как в прямом, так и в переносном смысле. Графиня-бабушка не слышит людей в силу возраста, а такие герои как Чадский, Софья и Фамусов не хотят понимать очевидных вещей- в этом состоит их глухота.
Начиная с первого действия, в котором Лиза пытается достучаться до Софьи, которая ее не слышит, потому что провела всю ночь с Молчалиным и до конца произведения, когда Чацкий говорит с обществом, которое его не слышит, читатель может заметить мотив глухоты.
Каждый из героев глух по-своему. Во втором действии, у Чацкого с Фамусовым завязывается диалог, в котором поднимается тема Москвы и московского общества, из-за их разницы в восприятие устоявшихся образцов, их мнения оказываются разными. Оба высказали свою точку зрения, но Фамусов не может никак возразить аргументам Чадского, из-за того что у него их просто нет, поэтому он просто закрывает уши руками, чтобы его не слышать. Вероятно он согласен с Чацким, но ему проще не слушать, чем принять его точку зрения, ведь это будет означать, что он согласен с его мнением о московском обществе, то есть и о нем самом, ведь Фамусов является его частью.
Но и сам Чацкий не всегда слышит собеседника, при разговоре с Софьей, она всячески говорит ему о том, что он ей не интересен (3 действие, 1 явление), также она упоминает Молчалина, говоря, что он чудесный молодой человек. «Вот за что я его люблю» даже такие фразы Чацкий пропускает мимо ушей, он не хочет слышать этого, потому что не хочет поверить в то, что Софья могла влюбиться в такого глупца, как Молчалин.
В произведении
На протяжении всего повествования читатель видит мотив глухоты. В комедии глухота присутствует не только как нежелание слышать собеседника, но и как непонимание его. В произведении глухота присутствует как между персонажами, так и между личностью и обществом в целом. Именно глухота отражает смысл комедии
Другие сочинения по этому произведению
"Безумный по всему " (Образ Чацкого) «Век нынешний» и «век минувший» «Век нынешний» и «век минувший» в комедии