Обыкновенная история
Иван Александрович Гончаров
«Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история»»
Иван Александрович Гончаров (1812 — 1891), известный русский прозаик и критик, автор знаменитой «трилогии на „О“ — романов „Обыкновенная история“, „Обломов“, „Обрыв“. Гончаров вошел в историю русской литературы как реалист, тяготеющий к изображению нравственных коллизий, и как блестящий бытописатель своей эпохи.
В творчестве этого писателя нашли отражение так называемые „вечные“ проблемы»: взаимоотношений личности и общества, соотношения рационального и духовного в человеке, смысла человеческого существования, путей развития России.
Сквозную же тему своего творчества сам Гончаров определял как описание борьбы старого и нового в человеке и в обществе. Писателя интересовали переломные моменты истории, когда в результате смены исторических эпох появлялись характеры раздвоенные, принадлежащие и к старому, и к новому одновременно. Противостояние и конфликтное столкновение таких типов — один из ведущих мотивов творчества
«Обыкновенная история» — первый серьезный роман Гончарова. Он был начат в 1844 и опубликован в 1847 году в журнале «Современник».
Сюжетной основой романа является «обыкновенная история», случившаяся с молодым провинциалом Александром Адуевым. В результате этой истории «трижды романтик» Адуев превратился в карьериста и чиновника. Таким образом, «Обыкновенная история» — роман об утраченных иллюзиях.
Герой Гончарова, полный возвышенных мечтаний, любви ко всему человечеству и веры в свое призвание, приезжает в Петербург с намерением заняться благородной деятельностью — литературой. Особого таланта у Александра нет, нет и желания трудиться на избранном поприще, что является следствием его барского воспитания. Цель своей жизни герой видит в возвышенном существовании, в ощущении душевного восторга, в пленительных мечтах о будущей славе, подвигах, любви.
Дядя Александра, Петр Адуев, богатый и известный в Петербурге человек, искренне желая племяннику добра, предлагает ему иную жизненную программу: служить, сделать карьеру, выгодно жениться. Сам дядюшка, энергичный, практичный, удачливый, когда-то прошел подобный путь. Он твердо уверен в том, что главное в жизни — верный расчет, а смысл жизни — в постоянном труде, в необходимости «дело» делать и, в конечном счете, в достижении личного благополучия.
Философия Петра Адуева — философия буржуазного практицизма. Руководствуясь «холодным анализом» и рассудком, Адуев-старший достиг «всего» и уверен, что вполне понимает современную жизнь и назначение в ней человека.
Противостояние реалиста-дядюшки и романтика-племянника заканчивается поражением последнего. На собственном горьком опыте Александр убеждается в том, что в мире нет ни возвышенной дружбы, ни идеальной любви, а у него самого нет главного — таланта. Столкновение героя с холодным, бюрократическим Петербургом приводит его к мысли о том, что надо быть таким, как все, и делать то, что делают в этом городе все, — «карьеру и фортуну». В эпилоге романа Александр — румяный, сияющий, с брюшком и орденом — собирается очень выгодно жениться на приданом.
Но к утрате иллюзий Гончаров приводит не только Александра, но и Петра Адуева. Александр избавляется от своих романтических иллюзий, Петр же осознает ущербность своей безупречной, рациональной, но лишенной высоких идеалов и нравственных ценностей жизни. Таким образом, в финале «Обыкновенной истории» к разочарованию пришли оба героя произведения. Автор подчеркивает, что предложенные ими философии нежизнеспособны и не могут привести к истинному счастью.
Построив в романе систему художественных образов по принципу двуполюсности, Гончаров предлагает сравнить не только два типа личности, две жизненные философии, но и поразмыслить о проблеме личности и общества. Появление в русском обществе людей нового типа, позитивистов и прагматиков, не способствовало, с точки зрения писателя, оздоровлению нравственной атмосферы, так как их деятельность лишена духовности. С исчезновением романтиков и мечтателей из жизни уходят простота, доверчивость, наивность, свойственные патриархальному укладу русской жизни.
Этот конфликт между веяниями нового, «западного» и старого, патриархально-русского, Гончаров разовьет в последующих романах трилогии — «Обломов» и «Обрыв».
Роман «Обыкновенная история», на мой взгляд, прежде всего, произведение для юношества. Оно повествует о выборе жизненного пути, о поиске себя и выработке своей жизненной философии. Все это свойственно, прежде всего, молодым людям. Но, думаю, этот роман с удовольствием прочтут и люди более старшего поколения — он наполнен ценными рассуждениями о жизни, живыми зарисовками и меткой иронией, написан прекрасным русским языком.
Другие сочинения по этому произведению
«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе