Обыкновенная история

Иван Александрович Гончаров


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

««Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова»

Сочинение

Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» входит в своеобразную трилогию писателя. В этом романе, первым вышедшим в печать, Гончаров повествует о становлении молодого человека, приехавшего из провинции покорять Петербург.

Молодой Александр Адуев полон романтических мечтаний и грез. Дома, обожаемый матушкой, избалованной дворней, обласканный учителями, этот молодец хочет стать великим писателем. Он едет в Петербург в надежде прославиться. Молодого человека не интересует «низменное»: деньги, дела, конкретная работа. Саша всем своим видом показывает, что он выше всего этого, он создан для «высших материй».

Такая точка зрения лишь веселит дядю Адуева, у которого герой остановился в столице. Адуев-старший — успешный предприниматель, реально и трезво смотрящий на жизнь. Его жизненная философия кардинальным образом отличается от взглядов племянника.

Петр Иванович Адуев — сухой прагматик, рационалист до мозга костей. Прежде всего, он просчитывает выгоду. Это касается всех областей жизни. Жизнь сердца, души; чувства, эмоции этот человек всегда ставит на второе место. Он не живет, руководствуясь лишь ими. Поэтому такой скепсис и иронию вызывает у Адуева-старшего позиция его племянника.

Важно, что в Саше Петр Иванович видит себя в молодом возрасте. Он был таким же восторженным, романтическим, наполненным идеалистическим мечтами юношей. Но реальная жизнь постепенно расставила все на свои места. Мальчик взрослел, набирался опыта, соприкасался с реальной жизнью. В результате он потерял свой романтический ореол и стал успешным, но совершенно реалистическим человеком.

В романе, помимо проблемы становления человека, вопроса «отцов и детей», прослеживается противопоставление романтизма и реализма не только как художественных принципов, но и как взглядов на жизнь, двух противоположных мировоззрений.

Причем, довольно ярко обозначена позиция самого автора в «споре» реализма и романтизма. Гончаров показывает несостоятельность романтизма, его нежизнеспособность. Особенно отчетливо это становится понятно, когда подчеркивается реакциями дяди Адуева. Все, начиная от письма матушки Саши, пропитанного провинциализмом и стариной, заканчивая взглядами самого юного героя, Петр Иванович воспринимает как дикость, провинциальную чушь, восторженный романтизм.

Гончаров иронизирует над речью своего героя: «Уже сегодня, глядя на эти огромные здания, на корабли, принесшие нам дары дальних стран, я подумал об успехах современного человечества, я понял волнение этой разумно-деятельной толпы, готов слиться с нею…» Мне кажется, здесь прослеживается ирония автора по поводу стиля всех романтических произведений, в которых самые обыденные вещи именуются пафосно и высокопарно.

Дядя Адуев любит заниматься делом. Но это не «высушивает» его окончательно, не убивает в нем жизнь мозга и души. Перт Иванович знает наизусть не одного Пушкина, читает на двух языках, любит искусства, имеет прекрасную коллекцию картин фламандской школы. Кроме того, он часто бывает в театре. При всем при этом Адуев-старший не суетится, не мечется, не ахает, не охает. Он думает, что это ребячество, что надо воздерживать себя, не навязывать никому своих впечатлений, потому что до них никому нет надобности.

Важно, что писатель не идеализирует дядюшку. Он показывает, что это человек, по сути, одинок, слишком сдержан и, может быть, даже черств. Но все же его симпатии явно на стороне Петра Ивановича, на стороне реализма.

Проведя Сашу Адуева через этапы взросления, превратив его из романтичного юноши в человека, «крепко стоящего на ногах» и реально смотрящего на жизнь, Гончаров показывает, что переход из романтизма в реализм неизбежен. Если его не происходит, то всякое явление (не только человек) останавливается в своем развитии, становится жалок и смешон. Таким образом, можно сделать вывод, что реализм, по мнению Гончарова, стоит на более поздней, высшей ступени развития. Он «растет» из романтизма, но является более совершенным и жизнеспособным направлением, мировоззрением.

Поэтому, на мой взгляд, мнение о том, что «замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме», по большому счету, неверно. Мне кажется, что история Саши Адуева — это история молодого человека вообще, история его взросления, изменения его взглядов на жизнь, его мировоззрения. Конечно, на характер молодого человека повлияла провинциальная жизнь, но не думаю, что это полностью определило его взгляды и его натуру.

Поэтому мне все-таки кажется, что «Обыкновенная история» Гончарова — это критика романтизма и выбор в пользу реализма.

Другие сочинения по этому произведению


"Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Дядя и племянник Адуевы в романе «Обыкновенная история» Как жить? Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"? Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Россия в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история" Смысл названия романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Смысл названия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история» Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Обыкновенная история Александра Адуева Характеристика образа Александра Адуева Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) О романе Гончарова «Обыкновенная история» Сюжет романа Гончарова Гончаров И. А. «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» История написания романа Гончарова «Обрыв» Александр и Петр Иваныч Адуевы в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе Смысл названия романа И. Гончарова Роман “Обыкновенная история” (первая критика, первая известность) Образ Александра Адуева, Петербург и провинция Герой романа «Обыкновенная история» Женские образы в романе Гончарова «Обрыв» Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе Критика о романе Гончарова «Обрыв» Критика произведения разных авторов (роман «Обыкновенная история») Главный герой романа Гончарова «Обрыв» Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение Роман “Обыкновенная история” Сходство Адуева с Владимиром Ленским План и замысел написания романа «Обрыв» Роман Гончарова «Обыкновенная история». Конфликт романтизма и трезвого практицизма Особенность «карьерной» повести Гончарова (“Обыкновенная история”) Утрата романтических иллюзий Старая и новая Россия в романе Отражение “исторической ломки” в названии и содержании романа “Обыкновенная история” Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв» "Обыкновенная история". Процесс перерождения романтика в бюрократ Поиски положительных начал русской жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И. А. Гончарова назван «Обыкновенная история» Критика современников на роман Гончарова «Обыкновенная история» Организация времени в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история": как время изменяет героев произведения? "ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ" И. А. ГОНЧАРОВА Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей в романе “Обыкновенная история” Характеристика образа Веры в романе Гончарова «Обрыв» Отражение исторических перемен в романе Сравнительная характеристика главных героев романа И. А. Гончаров “Обыкновенная история” Белокурова О романе «Обрыв» Главные герои романа Две философии жизни в романе Метаморфозы Александра Адуева: причины и результаты (анализ образа главного героя романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»)