Обыкновенная история
Иван Александрович Гончаров
Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Обыкновенная история Александра Адуева»
Сочинение
...поэта
Обыкновенный ждал удел.
А. С. Пушкин
В. Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», подчеркивая жизненную верность первого романа И. А. Гончарова, писал, что это произведение принесет большую пользу, ибо нанесет удар романтизму, мечтательности и сентиментальности. Чем же вызвана такая высокая оценка романа? История, в нем рассказанная, не поражает воображение, но даже полтора века спустя книга эта заставляет о многом задуматься.
Главный герой романа — молодой романтик Александр Адуев. Мы следим за его жизнью на протяжении многих лет.
Перед нами два мира: патриархальная деревенская глушь, с ее праздностью, застоем, и столица — Петербург, воплощение жизни, деловитости, активности.
В Грачах прошли детство и юность Александра Адуева. Любимец и баловень матери, он не знал ни забот, ни огорчений, жизнь в родной усадьбе была для него сплошным праздником. «Ты первый в мире», — внушала ему мать. «Он пойдет далеко», — твердили профессора. Юноша, поверив в свою исключительность, бездельничал. Праздный образ жизни выработал в нем «преждевременные сердечные склонности» и пустую мечтательность. Жизнь представлялась Александру в розовом свете, без труда на благо общества, в одном лишь «возвышенном существовании».
Собираясь в столицу, Александр рисовал в воображении картины своего славного будущего, уверенный, что успех ему принесут литературные занятия. Петербург ошеломил молодого провинциала великолепием и красотой. Но не меньше поразила его встреча с дядюшкой — Петром Ивановичем Адуевым: дядя не выразил радости по поводу приезда племянника и не одобрил планов Адуева-младшего стать писателем, полагая, что «делать карьеру и фортуну» надо иным путем.
Одна за другой рушатся мечты молодого романтика. «Забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу», «Твоя глупая восторженность никуда не годится», «С твоими идеями хорошо сидеть в деревне», — не устает повторять дядюшка. Он наносит Александру еще один, быть может, самый болезненный удар: доказывает, что у него, юного мечтателя, нет литературного таланта.При этом дядюшка по-своему заботится о племяннике: достает ему «настоящую работу» — переводы агрономических статей. Но это все не то. Александр впадает в апатию, вздыхает, целые дни проводит на диване, не знает, что делать.
Здесь, в столице, разбились и его мечты о вечной, идеальной любви.
Но кто же все-таки виноват во всех неудачах Александра? По его мнению, человечество, судьба, ну и, конечно, дядюшка, но только не он сам.
Разочаровавшись в этой действительности и ничего не сделав, чтобы изменить ее, молодой Адуев покидает столицу и возвращается в усадьбу матери. Но как можно (жить в провинции после блестящего Петербурга!
И он снова уезжает в Петербург. Из «сумасброда» и «мечтателя» Александр превращается в человека, «каких в Петербурге много», — в самоуверенного и самодовольного ограниченного чиновника-карьериста.
Освободившись от беспочвенных надежд, романтических иллюзий и мечтательности, Александр начинает преуспевать в делах, быстро продвигается по служебной лестнице. Забыты прежние «возвышенные» представления о вечной Любви, бескорыстной дружбе, родственных привязанностях.
Восемь лет возился с ним дядюшка и добился успеха. В эпилоге романа вместе юного мечтателя перед нами другой человек — пополневший, с лысиной, с орденом на шее, крупный чиновник и обладатель большого состояния, который к тому же собирается выгодно жениться на девушке с большим приданым.
А когда жена дяди, Лизавета Александровна, упрекает племянника в измене юношеским идеалам, тот отвечает: «Что делать... век такой. Я иду наравне с веком: нельзя же отставать!»
Такая вот обыкновенная история: мечтательный романтик предпочел иллюзиям доходное место, богатство, выгодную женитьбу.
Такое перерождение было типичным для русской действительности 30—40-х годов XIX века, периода зарождения капиталистических отношений.
В прежнем облике Адуева были и привлекательные черты, свойственные юности: вера в «высокие» чувства, бескорыстие, любовь ко всему прекрасному. Но барское воспитание, надежда на «авось», желание получить все, не затрачивая усилий, привели к тому, что он, по словам И. А. Гончарова, «пережив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился...». В этом и заключается «обыкновенная история».
Другие сочинения по этому произведению
«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе