Обыкновенная история
Иван Александрович Гончаров
Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв»»
Сочинение
В «Обрыве» дворянину-дилетанту Райскому и нигилисту Волохову противопоставлен человек «дела» – Иван Иванович Тушин. Тушину присущи «мысли верные, сердце твердое». Это далекий от мечтаний «хозяин земли и леса», трезво смотрящий на жизнь. Таких людей в 60-е годы немало появилось в России. Но лесопильное хозяйство Тушина показано утопически: мужики похожи сами на хозяев, артель «смотрела какой-то дружиной». Сам Тушин вел дело так умело, что и капитал наживал, и работники его были хорошо обеспечены. Такие отношения между предпринимателем и работниками мало походили на правду. Сам Гончаров понимал, что образ не удался: «Нарисовав фигуру Тушина, писал он, насколько я мог наблюсти новых серьезных людей, я сознаюсь, что я не докончил, как художник, этот образ и остальное (именно в XVIII главе II тома) договорил о нем в намеках, как о представителе настоящей новой силы и нового дела уже обновленной тогда (в 1867 и 1868 годах, когда дописывались последние главы) России».
По замыслу Гончарова Вера – беспокойная, ищущая, обладающая большой волей и страстным сердцем, – незаурядная русская женщина, «выздоравливает» от своего «безумия» – увлечения Волоховым, – соединяет свою судьбу с Тушиным – человеком благоразумным, преуспевающим предпринимателем. Такой оборот событий представлялся современникам Гончарова неправдоподобным.
В «Обрыве» Гончаров с большим мастерством показывает фон, на котором развертываются события романа: Малиновку – царство бабушки Татьяны Марковны, сонный губернский городок, обрыв, Волгу. Все это дополняется интересными, живыми и яркими образами жителей деревни и губернского города. Запоминаются Яков – вечно задумчивый, солидный и набожный человек, мрачный и неповоротливый Савелий. В образе Леонтия Козлова Гончаров показывает педагога-идеалиста, неудачника, полного веры в свое высокое и прекрасное призвание, любимого своими учениками. «В учителе Козлове мелькнуло мне лицо русского ученого-труженика с намеком на участь русской науки в обломовском обществе», – писал Гончаров, подчеркнув этим равнодушие среды, в которой жил Козлов. «В нем теплится искра любви к знанию, но, как в степи- нет ей пищи, ни посева, ни полива, некуда бросить семян – и они глохнут в нем самом…» Во всем виновата обломовщина.
В своих романах Гончаров блестяще показал жизнь, быт и нравы различных слоев общества. Но вот показу жизни и быта крепостного крестьянства – за исключением слуг и дворни, – он уделял мало внимания. По этому поводу Гончаров писал: «Мне нередко делали и доселе делают нечто вроде упрека или вопроса, – зачем я, выводя в своих сочинениях лиц из всех сословий, никогда не касаюсь крестьян, не стараюсь изображать их в художественных типах пли не вникаю в их быт, экономические условия и т. и. Можно вывести из этого заключение, может быть п выводят, что я умышленно устраняюсь от «народа», не люблю, то есть не «жалею» его, не сочувствую его судьбе, его трудам, нуждам, горестям, – словом не болею за него». Отвечая на эти упреки, Гончаров говорит: «Я не знаю быта, нравов крестьян, не знаю сельской жизни, сельского хозяйства, подробностей и условий крестьянского существования».
Писатель был не прав: жизнь крепостной русской деревни ему была хорошо знакома. Он внимательно присматривался к ней и в поместье матери, и в деревнях Трегубова, и при поездках в Симбирск. Дело в другом: интересы Гончарова-писателя были сосредоточены на изображении близкой ему личности из образованной дворянской среды, на художественных раздумьях о судьбах русского дворянства, духовные искания которого он показал с большой художественной силой.
Роман был встречен большинством прогрессивных журналов резко отрицательно. Умеренно-либеральные органы печати, близкие по духу Гончарову, – «Санкт-Петербургские ведомости» и «Голос», находя интересным образ Веры, не замечали неправдоподобности Волохова. Неодобрительно отзывались о романе Тургенев и Достоевский. Тургенев видел в «Обрыве» всякую меру превосходящее «многословие», Достоевский упрекал автора за ничтожность» характера Райского. Революционно-демократические круги осуждали попытку Гончарова выдать Волохова за характерного представителя молодого поколения и новых идей. Реакционная печать превозносила Гончарова как певца патриархально-дворянской жизни, абсолютно не замечая критики «старой правды» в романе. Вера его оценивалась отрицательно – как «незрелый плод нездоровых учений», среднее между «кисейной барышней» и «стриженою нигилисткой».
В стать
е «И. А. Гончаров и молодое поколение» В. Г. Короленко писал: «Волохов и все, что с ним связано – забудется, как забудется гоголевская «Переписка», а над старым раздражением и старыми спорами будут долго выситься созданные им фигуры». Действительно, большой мастер русского реалистического романа, Гончаров предстает перед нами в «Обрыве» как знаток человеческих характеров, внутреннего мира человека.
По замыслу Гончарова Вера – беспокойная, ищущая, обладающая большой волей и страстным сердцем, – незаурядная русская женщина, «выздоравливает» от своего «безумия» – увлечения Волоховым, – соединяет свою судьбу с Тушиным – человеком благоразумным, преуспевающим предпринимателем. Такой оборот событий представлялся современникам Гончарова неправдоподобным.
В «Обрыве» Гончаров с большим мастерством показывает фон, на котором развертываются события романа: Малиновку – царство бабушки Татьяны Марковны, сонный губернский городок, обрыв, Волгу. Все это дополняется интересными, живыми и яркими образами жителей деревни и губернского города. Запоминаются Яков – вечно задумчивый, солидный и набожный человек, мрачный и неповоротливый Савелий. В образе Леонтия Козлова Гончаров показывает педагога-идеалиста, неудачника, полного веры в свое высокое и прекрасное призвание, любимого своими учениками. «В учителе Козлове мелькнуло мне лицо русского ученого-труженика с намеком на участь русской науки в обломовском обществе», – писал Гончаров, подчеркнув этим равнодушие среды, в которой жил Козлов. «В нем теплится искра любви к знанию, но, как в степи- нет ей пищи, ни посева, ни полива, некуда бросить семян – и они глохнут в нем самом…» Во всем виновата обломовщина.
В своих романах Гончаров блестяще показал жизнь, быт и нравы различных слоев общества. Но вот показу жизни и быта крепостного крестьянства – за исключением слуг и дворни, – он уделял мало внимания. По этому поводу Гончаров писал: «Мне нередко делали и доселе делают нечто вроде упрека или вопроса, – зачем я, выводя в своих сочинениях лиц из всех сословий, никогда не касаюсь крестьян, не стараюсь изображать их в художественных типах пли не вникаю в их быт, экономические условия и т. и. Можно вывести из этого заключение, может быть п выводят, что я умышленно устраняюсь от «народа», не люблю, то есть не «жалею» его, не сочувствую его судьбе, его трудам, нуждам, горестям, – словом не болею за него». Отвечая на эти упреки, Гончаров говорит: «Я не знаю быта, нравов крестьян, не знаю сельской жизни, сельского хозяйства, подробностей и условий крестьянского существования».
Писатель был не прав: жизнь крепостной русской деревни ему была хорошо знакома. Он внимательно присматривался к ней и в поместье матери, и в деревнях Трегубова, и при поездках в Симбирск. Дело в другом: интересы Гончарова-писателя были сосредоточены на изображении близкой ему личности из образованной дворянской среды, на художественных раздумьях о судьбах русского дворянства, духовные искания которого он показал с большой художественной силой.
Роман был встречен большинством прогрессивных журналов резко отрицательно. Умеренно-либеральные органы печати, близкие по духу Гончарову, – «Санкт-Петербургские ведомости» и «Голос», находя интересным образ Веры, не замечали неправдоподобности Волохова. Неодобрительно отзывались о романе Тургенев и Достоевский. Тургенев видел в «Обрыве» всякую меру превосходящее «многословие», Достоевский упрекал автора за ничтожность» характера Райского. Революционно-демократические круги осуждали попытку Гончарова выдать Волохова за характерного представителя молодого поколения и новых идей. Реакционная печать превозносила Гончарова как певца патриархально-дворянской жизни, абсолютно не замечая критики «старой правды» в романе. Вера его оценивалась отрицательно – как «незрелый плод нездоровых учений», среднее между «кисейной барышней» и «стриженою нигилисткой».
В стать
е «И. А. Гончаров и молодое поколение» В. Г. Короленко писал: «Волохов и все, что с ним связано – забудется, как забудется гоголевская «Переписка», а над старым раздражением и старыми спорами будут долго выситься созданные им фигуры». Действительно, большой мастер русского реалистического романа, Гончаров предстает перед нами в «Обрыве» как знаток человеческих характеров, внутреннего мира человека.
Другие сочинения по этому произведению
«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе