Обыкновенная история
Иван Александрович Гончаров
«Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история»»
Творчество
Общество довольно противоречиво воспринимало такие события в стране. Одни поддерживали подобное развитие государства, другие считали новые веяния губительными для жизни. Именно такое положение в обществе и повлияло на создание романа Гончарова «Обыкновенная история».
В этом произведении феодальной неподвижной деревне противопоставляется деятельный, стремящийся к труду и развитию Петербург. Жизнь людей провинции удивительно размеренна, спокойна и многообразна. Все их существование сводится к завтракам, обедам и ужинам. Что же касается Петербурга, то здесь каждый день расписан по минутам.
На мой взгляд, автор весьма объективно оценивает жизнь деревни и города. Причем его отношение к этим «социально-культурным системам» весьма прозрачно. Гончаров считает, что патриархальный уклад уже становится частью истории, а будущее за деловыми, работающими людьми. И эта идея легко прослеживается в романе.
Героем романа является молодой человек из деревни, который приезжает в Петербург. В своем имении он не просто «молодой барин», а личность во многом уникальная. Такое отношение к нему окружающих делает Александра Адуева уверенным в исключительности собственной фигуры. Этот герой обладает романтическим сознанием, он верит в свою избранность. Такое восприятие себя и окружающего мира автор связывает с феодальным укладом жизни, да и всего провинциального мира.
На мой взгляд, в своем романе Гончаров разоблачает не только патриархальные устои общества, но и целое направление, которое существовало в культуре, — романтизм. Однажды Белинский сказал об «Обыкновенной истории»: «А какую пользу принесет она обществу! Какой нанесет она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!"
В какой-то степени символом нового времени, времени европеизации, является Петр Адуев. Это предприимчивый человек, который совмещает чиновничью карьеру и предпринимательство. Адуев-дядя не принимает взглядов своего провинциального племянника, считая их юношескими романтическими бреднями. Рационализм, трудоспособность, стремление к успеху, чувство ответственности — вот основные качества, которые формируют современного человека в Петербурге.
Петр Адуев не раз объясняет Александру, как следует строить свою жизнь. Он формулирует правила, которых обязательно следует придерживаться. В противном случае невозможно добиться успеха в жизни. В результате Александр Адуев вынужден стать частью данной системы. Но при том, что он обретает новые, очень важные качества для современного человека, главный герой теряет часть своей души, свое простодушие и искренность. На мой взгляд, Адуеву-младшему предназначена судьба, которая во многом схожа с жизнью его дяди.
Автор считает, что изменения в обществе неминуемы, и их невозможно остановить. Эта идея ярко проявляется в эпизоде возвращения главного героя в Петербург после его бегства в отчий дом. Что же касается семьи Александра, то она никак не может смириться с необратимыми изменениями в жизни и обществе. Так, мать Адуева считает сына добровольной жертвой, отданной на заклание Петербургу.
Таким образом, следует говорить о сложности процесса переход общества от патриархального уклада к новому, прогрессивному. Да, конечно, автор не раз обращается к отрицательным явлениям буржуазного мира. Важно заметить, что семейные отношения становятся только придатком к службе, карьере, к реализации в социальной сфере.
Можно говорить о том, что автор не идеализирует современный путь развития русского общества. Но он, мне кажется, уверен в исторической неизбежности подобных устремлений людей. Гончаров, так же, как и многие люди той эпохи, стремится только в будущее и считает самым главным качеством человека умение чувствовать изменения и приобщаться к сложившимся обстоятельствам.
На мой взгляд, Гончаров изображает в своем романе людей разных взглядов, чтобы показать всю противоречивость жизни современного ему общества.
Другие сочинения по этому произведению
«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе