Обыкновенная история

Иван Александрович Гончаров


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Поиски положительных начал русской жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история»»

Сочинение

Русь, куда ж несешься ты?

Дай ответ. Не дает ответа.

Н. В. Гоголь

И. А. Гончаров для меня — один из самых загадочных русских писателей-классиков. В самом деле, будучи благонамеренным государственным чиновником, не раз­деляющим революционно-демократических взглядов, он не подвергался гонениям, его не преследовали, не притесняли. Но в то же время его романы получили самую высокую оценку передовых деятелей эпохи — В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, дали им основания для смелых антикрепостничес­ких выводов. И Гончаров соглашался с этими выводами — значит, он предвидел их, предполагал, что нарисованные им правдивые картины русской жизни должны вызвать мысли, идеи, которых он не разделял.

Почему же он не спорил?

Я думаю, что противоречие тут кажущееся. Гончаров считал, что преобразова­ние необходимо, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и честных людей, которые придут на смену пустомечтателям, барчукам-лежебокам. В таких людях писатель видел будущее России, хотя четко, ре­ально их себе не представлял. Но он неустанно искал положительные начала в са­мой действительности и, казалось, увидел их, когда в России начали развиваться буржуазно-капиталистические отношения и появились «новые люди», деятельные, предприимчивые.

В «Обыкновенной истории» таков Петр Иванович Адуев, крупный чиновник, заводчик, трезво мыслящий, неглупый, по-своему порядочный человек. Но писа­тель учитывал и те противоречия, которые несли с собой шедшие на смену «все­российскому застою» буржуазно-капиталистические отношения. Это и мешало ему видеть в дельцах-буржуа передовых деятелей эпохи.

Гончаров безусловно отвергал барский «романтизм», оторванную от жизни пустомечтательность Адуева-младшего, но он не мог не чувствовать ограниченности, неполноценности бескрылого здравого смысла, эгоизма и черствости буржуазной морали адуевых-старших, безразличных к человеку. Это мешало писателю видеть в П. И. Адуеве, в этом слишком трезвом буржуа, положительного героя своего времени. Петр Иванович не выдержал «испытания в любви»: он погубил свою жену Лизавету Александровну, «заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере» бездушия (В. Г. Белинский).Устами супруги Адуева-старшего Гончаров осуждает бесчеловечность «человеке дела», для которого главной целью было «приобресть между людьми чиновное и де­нежное значение...»

Адуев-старший составил для себя правила жизни, от которых никогда не отсту­пал, потому что считал их непогрешимо-верными. Но его создатель, И. А. Гонча­ров, сумел разглядеть ограниченность этих правил, их мелочность, мещанское самодовольство своего героя.

Положительный идеал следовало искать не в дяде и тем более не в племяннике, а в ком-то третьем... Но в ком есть эта гармония «ума» и «сердца», о которой меч­тал Гончаров?

Намек на такую гармонию мы видим в образе Лизаветы Александровны Адуе­вой, тонко чувствующей и трезво, критически мыслящей. У нее есть и душа, и характер, но путь к общественной деятельности для русской женщины 40—50-х годов был закрыт.

Таким образом, положительный идеал в «Обыкновенной истории» не был най­ден, потому что прогрессивные (но не революционные!) идеи писателя вступали в противоречие с действительностью, в которой новые буржуа-предприниматели мень­ше всего думали о судьбе России и об общественном благе. Но великая заслуга Гончарова в том, что он побудил многих людей задуматься о возможных путях развития России, о положительных началах русской жизни, о том, что исцелит эту жизнь, избавит ее от «адуевщины» и «обломовщины».

Другие сочинения по этому произведению


«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Дядя и племянник Адуевы в романе «Обыкновенная история» Как жить? Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"? Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Россия в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история" Смысл названия романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Смысл названия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история» Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Обыкновенная история Александра Адуева Характеристика образа Александра Адуева Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) О романе Гончарова «Обыкновенная история» Сюжет романа Гончарова Гончаров И. А. «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» История написания романа Гончарова «Обрыв» Александр и Петр Иваныч Адуевы в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе Смысл названия романа И. Гончарова Роман “Обыкновенная история” (первая критика, первая известность) Образ Александра Адуева, Петербург и провинция Герой романа «Обыкновенная история» Женские образы в романе Гончарова «Обрыв» Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе Критика о романе Гончарова «Обрыв» Критика произведения разных авторов (роман «Обыкновенная история») Главный герой романа Гончарова «Обрыв» Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение Роман “Обыкновенная история” Сходство Адуева с Владимиром Ленским План и замысел написания романа «Обрыв» Роман Гончарова «Обыкновенная история». Конфликт романтизма и трезвого практицизма Особенность «карьерной» повести Гончарова (“Обыкновенная история”) Утрата романтических иллюзий Старая и новая Россия в романе Отражение “исторической ломки” в названии и содержании романа “Обыкновенная история” Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв» "Обыкновенная история". Процесс перерождения романтика в бюрократ Почему роман И. А. Гончарова назван «Обыкновенная история» Критика современников на роман Гончарова «Обыкновенная история» Организация времени в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история": как время изменяет героев произведения? "ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ" И. А. ГОНЧАРОВА Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей в романе “Обыкновенная история” Характеристика образа Веры в романе Гончарова «Обрыв» Отражение исторических перемен в романе Сравнительная характеристика главных героев романа И. А. Гончаров “Обыкновенная история” Белокурова О романе «Обрыв» Главные герои романа Две философии жизни в романе Метаморфозы Александра Адуева: причины и результаты (анализ образа главного героя романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»)