Обыкновенная история
Иван Александрович Гончаров
Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Поиски положительных начал русской жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история»»
Сочинение
Русь, куда ж несешься ты?
Дай ответ. Не дает ответа.
Н. В. Гоголь
И. А. Гончаров для меня — один из самых загадочных русских писателей-классиков. В самом деле, будучи благонамеренным государственным чиновником, не разделяющим революционно-демократических взглядов, он не подвергался гонениям, его не преследовали, не притесняли. Но в то же время его романы получили самую высокую оценку передовых деятелей эпохи — В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, дали им основания для смелых антикрепостнических выводов. И Гончаров соглашался с этими выводами — значит, он предвидел их, предполагал, что нарисованные им правдивые картины русской жизни должны вызвать мысли, идеи, которых он не разделял.
Почему же он не спорил?
Я думаю, что противоречие тут кажущееся. Гончаров считал, что преобразование необходимо, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и честных людей, которые придут на смену пустомечтателям, барчукам-лежебокам. В таких людях писатель видел будущее России, хотя четко, реально их себе не представлял. Но он неустанно искал положительные начала в самой действительности и, казалось, увидел их, когда в России начали развиваться буржуазно-капиталистические отношения и появились «новые люди», деятельные, предприимчивые.
В «Обыкновенной истории» таков Петр Иванович Адуев, крупный чиновник, заводчик, трезво мыслящий, неглупый, по-своему порядочный человек. Но писатель учитывал и те противоречия, которые несли с собой шедшие на смену «всероссийскому застою» буржуазно-капиталистические отношения. Это и мешало ему видеть в дельцах-буржуа передовых деятелей эпохи.
Гончаров безусловно отвергал барский «романтизм», оторванную от жизни пустомечтательность Адуева-младшего, но он не мог не чувствовать ограниченности, неполноценности бескрылого здравого смысла, эгоизма и черствости буржуазной морали адуевых-старших, безразличных к человеку. Это мешало писателю видеть в П. И. Адуеве, в этом слишком трезвом буржуа, положительного героя своего времени. Петр Иванович не выдержал «испытания в любви»: он погубил свою жену Лизавету Александровну, «заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере» бездушия (В. Г. Белинский).Устами супруги Адуева-старшего Гончаров осуждает бесчеловечность «человеке дела», для которого главной целью было «приобресть между людьми чиновное и денежное значение...»
Адуев-старший составил для себя правила жизни, от которых никогда не отступал, потому что считал их непогрешимо-верными. Но его создатель, И. А. Гончаров, сумел разглядеть ограниченность этих правил, их мелочность, мещанское самодовольство своего героя.
Положительный идеал следовало искать не в дяде и тем более не в племяннике, а в ком-то третьем... Но в ком есть эта гармония «ума» и «сердца», о которой мечтал Гончаров?
Намек на такую гармонию мы видим в образе Лизаветы Александровны Адуевой, тонко чувствующей и трезво, критически мыслящей. У нее есть и душа, и характер, но путь к общественной деятельности для русской женщины 40—50-х годов был закрыт.
Таким образом, положительный идеал в «Обыкновенной истории» не был найден, потому что прогрессивные (но не революционные!) идеи писателя вступали в противоречие с действительностью, в которой новые буржуа-предприниматели меньше всего думали о судьбе России и об общественном благе. Но великая заслуга Гончарова в том, что он побудил многих людей задуматься о возможных путях развития России, о положительных началах русской жизни, о том, что исцелит эту жизнь, избавит ее от «адуевщины» и «обломовщины».
Дай ответ. Не дает ответа.
Н. В. Гоголь
И. А. Гончаров для меня — один из самых загадочных русских писателей-классиков. В самом деле, будучи благонамеренным государственным чиновником, не разделяющим революционно-демократических взглядов, он не подвергался гонениям, его не преследовали, не притесняли. Но в то же время его романы получили самую высокую оценку передовых деятелей эпохи — В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, дали им основания для смелых антикрепостнических выводов. И Гончаров соглашался с этими выводами — значит, он предвидел их, предполагал, что нарисованные им правдивые картины русской жизни должны вызвать мысли, идеи, которых он не разделял.
Почему же он не спорил?
Я думаю, что противоречие тут кажущееся. Гончаров считал, что преобразование необходимо, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и честных людей, которые придут на смену пустомечтателям, барчукам-лежебокам. В таких людях писатель видел будущее России, хотя четко, реально их себе не представлял. Но он неустанно искал положительные начала в самой действительности и, казалось, увидел их, когда в России начали развиваться буржуазно-капиталистические отношения и появились «новые люди», деятельные, предприимчивые.
В «Обыкновенной истории» таков Петр Иванович Адуев, крупный чиновник, заводчик, трезво мыслящий, неглупый, по-своему порядочный человек. Но писатель учитывал и те противоречия, которые несли с собой шедшие на смену «всероссийскому застою» буржуазно-капиталистические отношения. Это и мешало ему видеть в дельцах-буржуа передовых деятелей эпохи.
Гончаров безусловно отвергал барский «романтизм», оторванную от жизни пустомечтательность Адуева-младшего, но он не мог не чувствовать ограниченности, неполноценности бескрылого здравого смысла, эгоизма и черствости буржуазной морали адуевых-старших, безразличных к человеку. Это мешало писателю видеть в П. И. Адуеве, в этом слишком трезвом буржуа, положительного героя своего времени. Петр Иванович не выдержал «испытания в любви»: он погубил свою жену Лизавету Александровну, «заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере» бездушия (В. Г. Белинский).Устами супруги Адуева-старшего Гончаров осуждает бесчеловечность «человеке дела», для которого главной целью было «приобресть между людьми чиновное и денежное значение...»
Адуев-старший составил для себя правила жизни, от которых никогда не отступал, потому что считал их непогрешимо-верными. Но его создатель, И. А. Гончаров, сумел разглядеть ограниченность этих правил, их мелочность, мещанское самодовольство своего героя.
Положительный идеал следовало искать не в дяде и тем более не в племяннике, а в ком-то третьем... Но в ком есть эта гармония «ума» и «сердца», о которой мечтал Гончаров?
Намек на такую гармонию мы видим в образе Лизаветы Александровны Адуевой, тонко чувствующей и трезво, критически мыслящей. У нее есть и душа, и характер, но путь к общественной деятельности для русской женщины 40—50-х годов был закрыт.
Таким образом, положительный идеал в «Обыкновенной истории» не был найден, потому что прогрессивные (но не революционные!) идеи писателя вступали в противоречие с действительностью, в которой новые буржуа-предприниматели меньше всего думали о судьбе России и об общественном благе. Но великая заслуга Гончарова в том, что он побудил многих людей задуматься о возможных путях развития России, о положительных началах русской жизни, о том, что исцелит эту жизнь, избавит ее от «адуевщины» и «обломовщины».
Другие сочинения по этому произведению
«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе