Обыкновенная история

Иван Александрович Гончаров


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Женские образы в романе Гончарова «Обрыв»»

Сочинение

Одним из самых удавшихся Гончарову в «Обрыве» женских образов была бабушка, которой писатель придает громадное значение в романе. В первоначальном замысле романа Татьяна Марковна была заурядной помещицей-провинциалкой, отличавшейся лишь житейской непосредственностью. Но в ходе работы над «Обрывом» Гончаров, не скрывая недостатков бабушки, стал относиться к ней с большой симпатией. В русской литературе 40-70-х годов часто встречается образ жестокой и тупой помещицы-крепостницы. Татьяна Марковна, хотя и управляла имением «деспотически и на феодальных началах», далека от такого типа. Ее крестьянам живется неплохо, и никто не испытывает у нее барского произвола, характерного для многих крепостников. Бабушка строго придерживается старых патриархальных обычаев, она властная помещица, и Гончарову явно не нравятся ее крепостнические привычки. Но другие ее нравственные качества вызывают одобрение писателя.

У нее отзывчивое сердце, полное забот о ближних, большой житейский опыт. В образе бабушки Гончарову «рисовался идеал женщины вообще, сложившийся при известных условиях русской жизни». В 1881 году Гончаров писал П. А. Валуеву: «В бабушке отразилась сильная, властная, консервативная часть Руси, которой эта старуха есть миниатюрная аллегория. Она идет вперед медленно, с оглядкой, нехотя уступая времени, но идет потому, что, несмотря на старые вековые свои привычки, она честна и практически мудра, и знает, что – ни стоять, ни назад идти нельзя».

…Тихо, размеренно идет жизнь в Малиновке – «царстве» бабушки. Она «мудро и счастливо управляла маленьким царством». И казалось, ничто не может нарушить тишины и покоя. Та же тишина «медленно ползущей жизни» царит и в соседних поместьях. «Все то же, что вчера, что будет завтра», говорит Райский. Как в Обломовке! Но в этом царстве «сна» идет процесс «пробуждения».

В уснувшей Малиновке, где так сильны патриархальные устои, еще господствует бабушка с ее патриархальной моралью, с ее «правдой». Это «справедливая, мудрая, нежнейшая женщина в мире, всех любящая, исполняющая так свято свои обязанности, никогда никого не обижавшая, никого не обманувшая, всю жизнь отдавая другим». Так говорит о бабушке Вера.

Когда Райский в свои студенческие годы приехал в Малиновку, бабушка показалась ему красавицей. И действительно: она вся наполнена внутренней красотой. Она в высшей степени честная и прямая натура. Без колебаний выгоняет Татьяна Марковна влиятельного губернского чиновника за его высокомерие и грубые крепостнические замашки.

В молодости она пережила драму, подобную драме Веры. Прошло много лет, и вот теперь «старая правда», бабушки, олицетворяющая «консервативную Русь», терпит поражение в борьбе с мыслящей, свободолюбивой Верой. Житейская мудрость бабушки рушится перед всепобеждающей силой подлшгаой страсти. Татьяна Марковна, переживая драму Веры, сама понимает, что старые устои терпят крушение и что жизнь уже идет по новому пути.

Образ бабушки, несомненно, идеализирован Гончаровым. Теперь писателю стало жалко уходящей в прошлое Обломовки, и он показывает поэтические черты старой обломовской жизни, проникновенно передает поэзию старой барской усадьбы, которую еще не затронул складывающийся в России буржуазный строй жизни.

Бабушкин мир в романе противопоставлен «большому свету» столицы с его пороками – ханжеством, высокомерием, бездушным, холодным аристократизмом. Цель жизни Аянова – чин тайного советника и спокойная служба с большим окладом. Все равно, где служить, лишь бы ничего не делать, «а там, волнуйся себе человеческий океан, меняйся век, лети в пучину судьба народов, царств – все пролетят мимо него…» Для Беловодовой характерна «великосветская замкнутость, замуровавшаяся в фамильных преданиях рода», в приличиях тона, – словом, в аристократическо-обломовской неподвижности. На создание образа Софьи Беловодо-вой, красивой самовлюбленной женщины, оказала влияние Елизавета Толстая, которой, как мы писали выше, одно время был увлечен Гончаров.

По мысли Гончарова, Штольц в «Обломове» был олицетворением нового, нарождающегося класса буржуазии, человеком, умеющим жить, знающим, чего он хочет в жизни. Романтика труда приходит на смену бездейственной, праздной романтике. Эта мысль Гончарова была прогрессивной, отвечала духу времени. Но воплощение ее оказалось неудачным. Штольц был далек от идеала русского общественного деятеля. В нем много было фальшивого, надуманного. Его духовную ограниченность, игнориров
ание общественных интересов понял в конце концов и Гончаров. Недаром Штольца-деятеля мы представляем лишь по рассказам.

Другие сочинения по этому произведению


«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Дядя и племянник Адуевы в романе «Обыкновенная история» Как жить? Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"? Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Россия в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история" Смысл названия романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Смысл названия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история» Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Обыкновенная история Александра Адуева Характеристика образа Александра Адуева Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) О романе Гончарова «Обыкновенная история» Сюжет романа Гончарова Гончаров И. А. «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» История написания романа Гончарова «Обрыв» Александр и Петр Иваныч Адуевы в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе Смысл названия романа И. Гончарова Роман “Обыкновенная история” (первая критика, первая известность) Образ Александра Адуева, Петербург и провинция Герой романа «Обыкновенная история» Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе Критика о романе Гончарова «Обрыв» Критика произведения разных авторов (роман «Обыкновенная история») Главный герой романа Гончарова «Обрыв» Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение Роман “Обыкновенная история” Сходство Адуева с Владимиром Ленским План и замысел написания романа «Обрыв» Роман Гончарова «Обыкновенная история». Конфликт романтизма и трезвого практицизма Особенность «карьерной» повести Гончарова (“Обыкновенная история”) Утрата романтических иллюзий Старая и новая Россия в романе Отражение “исторической ломки” в названии и содержании романа “Обыкновенная история” Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв» "Обыкновенная история". Процесс перерождения романтика в бюрократ Поиски положительных начал русской жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И. А. Гончарова назван «Обыкновенная история» Критика современников на роман Гончарова «Обыкновенная история» Организация времени в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история": как время изменяет героев произведения? "ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ" И. А. ГОНЧАРОВА Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей в романе “Обыкновенная история” Характеристика образа Веры в романе Гончарова «Обрыв» Отражение исторических перемен в романе Сравнительная характеристика главных героев романа И. А. Гончаров “Обыкновенная история” Белокурова О романе «Обрыв» Главные герои романа Две философии жизни в романе Метаморфозы Александра Адуева: причины и результаты (анализ образа главного героя романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»)