Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия»

Сочинение


Конфликт отца и учителя кипит и у Гоголя, в «Тарасе Бульбе»; и, сохраняя присущий ему и уже ставший традиционным комизм, обретает он и трагические очертания. Наряженные в несуразную униформу украинских школяров, Остап и Андрий прибывают в дом отчий. И встречает их громоподобный хохот отца: «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?» - потешается отец над сынами. Смех его, впрочем, обращен не столько к Остапу и к Андрию, сколько к «академии», к школе, в которой они обучались. Осмеиваются, в конечном счете, учителя; и спор с учителями киевской «академии», спор со школой вообще здесь настолько всепроникающ, что, право же, «Тараса Бульбу» можно было бы назвать какою-то «педагогической поэмой» позднего украинского средневековья.

Повествование в «Тарасе Бульбе» то и дело возвращается к противопоставлению: «школа - жизнь». Жизнь раздольна, вольна и волнующе широка. В жизни - украинская природа с безбрежной степью, с серебристым Днепром. В жизни - труд, ремесло, ибо запорожцы - умельцы, мастера на все руки. «Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу…» В жизни - ратная доблесть и удаль, не знающие меры пиры и не знающий удержу смех. Школа - какая-то антижизнь. «Тогдашний род учения страшно расходился с образом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда не применялись и не повторялись в жизни… Самые тогдашние ученые более других были невежды, потому что вовсе были удалены от опыта».

Здесь прервем Гоголя, остановимся. У него - апология, защита Запорожья и преувеличенно скептическое отношение к просвещению в официальных центрах Украины. Почему? Не последнюю роль в создании «Тараса Бульбы» играла полемика. В данном случае - полемика с реакционным писателем Фаддеем Булгариным, назойливым врагом Пушкина, Вяземского, неумно и зло нападавшим в печати на Гоголя.

В 1833 году Булгарин публикует роман «Мазепа». Он берется судить о давних, допетровских временах истории Украины, и в предисловии к роману он пишет, что тогда просвещение «сосредоточивалось в малом числе избранных и составляло резкую противоположность с дикостью Запорожья и Заднеприя, где все достоинство человека поставлялось э удальстве и в наездничестве». Писания Булгарина были весьма занимательны, по-своему популярны, и невежественные суждения его получали достаточно широкое распространение. Суждения о «дикости Запорожья» шли в




толпу разнородной читающей публики. Мог ли Гоголь стерпеть подобное? Нет, конечно! И с ревнивым чувством отца, выступающего на защиту своих сыновей, он берется за эпопею о высокой культуре и о высокой трагедии жизни на маленьком острове, в Запорожской Сечи. У него - другая концепция просвещения: он всматривается в достаточно условное прошлое, с тревогой и грустью прозревая там истоки многих бед настоящего. Жизнь и школа уже разделяются. Обучение отделилось от воспитания. Тарас Бульба трогателен в своем стремлении обнаружить знание им римских поэтов; но он - едва ли не последний из тех, кто взял бы на себя смелость воспитывать своих сыновей и одновременно учить их чему-то. Да и то… Уж чего, казалось бы, проще: научить сына читать и писать! Но Остап был отдан учителям. Он был послан как раз туда, где якобы сосредоточивалось просвещение. Остап, как .известно, четырежды закапывал, как бы хоронил заживо свой букварь и бежал; его ловили, беспощадно карали, но он утихомирился лишь тогда, когда отец его пригрозил, что, если Остап не вернется в школу, он и в Сечь его никогда с собой не возьмет.

Тарас - отец, вверивший своих любимцев учителю, школе; но каким-то настоящим, подлинным учителем буйных своих сыновей он хочет стать сам. Киевской «академии» противопоставляется иная, лучшая школа. «А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю в Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму»,- говорит Бульба. И не знает казак, что в ту минуту, когда было произнесено им жизнерадостное и манящее в светлые дали слово, над ним незримою тенью нависла трагедия.

* «Не приведи бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек»,- сокрушается в «Ревизоре» смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, подводя итоги дискуссии с городничим, Антоном Антоновичем. А дискуссия шла о нравах местных учителей. «Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием»,- меланхолически печалится городничий. И рассказывает об учителе, который, взошедши на кафедру, обязательно скорчит гримасу: «Вот этак (делает гримасу)». А учитель истории наделен до неприличия неистовым темпераментом: начал он про Александра Македонского говорить «и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Тарас Бульба посягнул на законы истории, на ее объективный, от нас не зависящий ход: он захотел совместить в себе то, что со временем неизбежно дифференцируется,- отца и учителя. И на обоих поприщах - катастрофа: для отца нет большего горя, чем видеть гибель сына; а для учителя нет большего горя, чем измена ученика. Отец и учитель совмещаются в естественном мире, в природе: в мире зверья и птиц нет, очевидно, школ, и родители обучают детенышей сами, на свой страх и риск. Разделения нет и у так называемых «диких» народов, у первобытных племен, у кочевников-скотоводов. Но цивилизация требует разделения семьи и школы с их взаимным дополнением, с их взаимным влиянием и соперничеством. И возврат к истокам истории в мире ее невозможен. Но как он желанен! И что, если кто-то попытается вернуться к истокам исторического бытия человечества и соединить, слить в себе разорванное, отца и учителя? Такое возможно, и возможно именно в литературе, позволяющей художнику мыслить единым разъединенное, слитным распавшееся и целостным расчлененное. И будет это смелым, дерзостным и простодушным бунтом против цивилизации и против существующего порядка вещей.

Другие сочинения по этому произведению


«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Жестокий век, жестокие сердца. Историческая повесть «Тарас Бульба» Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя? Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Образ Тараса Бульбы Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Остап и Андрий Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Почему Тарас убивает сына? Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Тарас Бульба – народный герой Остап и Андрий «Тарас Бульба» Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба» Герои повести "Тарас Бульба" Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Тарас Бульба - патриот русской земли Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба») Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба» Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации История создания повести «Тарас Бульба» ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ. Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2) Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба» Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Жизнь Тараса Бульбы Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба» Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Как относится автор к Андрию Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба") Тарас Бульба - Главный герой Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Поход запорожцев под Дубно Образ Андрия Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба" В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1) Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы Творческая история создания «Тараса Бульбы» Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба» Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3) Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Тарас Бульба настоящий боевой товарищ Личность и народ в повести «Тарас Бульба» Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба» Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. Историческая повесть Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой Мой любимый литературный герой Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2) Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия «Тарас Бульба» в контексте истории Особенности поэтики повести «Тарас Бульба» Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сподвижники Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба» Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — полковник Андрий Бульбенок (Бульбенко) Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба») Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба» Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба» Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни Характеристика Остапа и Андрия Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Историческая тематика в творчестве Гоголя Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1) Образ народа в повести Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба» Юмор в повести «Тарас Бульба» Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба» Редакции и издания повести «Тарас Бульба» Идейный пафос «Тараса Бульбы» Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба» Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба» Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Казацкая героика в творчестве Гоголя Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения Размышления над речью Тараса Бульбы Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1 Анализ финальной сцены Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»