Тарас Бульба
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба»»
Сочинение
Андрий вызывает у нас сложные чувства. Сначала он нравится. Действительно, он красив, храбр и в чертах его лица нежности больше, чем у Остапа. Не случайно и мать в момент прощания кинулась прежде к Андрию. Однако именно он и предает мать, отца, товарищей и отчизну. Как и почему могло это случиться? Вот проблема, которая не может не волновать. Именно ее следует обсудить. В центре внимания, таким образом, Остап и Андрий, две судьбы, два пути в жизни. «…Сопоставляя высокие патриотические порывы с индивидуалистическими стремлениями Андрия, Гоголь раскрывал,- замечает М. Б. Храпченко,- этот конфликт как конфликт большого идейного значения». Конфликт становится понятен учащимся, как отмечалось, при условии работы над текстом, сопоставления поступков и стремлений Остапа и Андрия и наблюдений над особенностями их изображения.
Если Остап - выдержанный, целеустремленный в своих поступках воин с задатками полководца, отсюда и сравнение рыцарских качеств его с качествами льва, то Андрий - это воплощение пылкости, порыва, необузданных желаний и неожиданных решений. Более всего привлекает его в борьбе не достижение цели, во имя которой она ведется, а сам процесс боя, упоение боем. Сражение для Андрия - «очаровательная музыка пуль и мечей», «бешеную негу и упоение» видит он в битве. Не случайно Гоголь дважды повторяет слово «бешеный»: «бешеная нега», «бешеный натиск». Поэтому и меткое, но снижающее достоинство воинской доблести Андрия сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «…летят головы, с громом падают на землю кони, а он [Андрий] несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных». В этом упоении боем весь Андрий, в этом проявляется сущность его пылкого и необузданного характера. Важно обратить внимание па слова татарки, передающей просьбу панночки прийти к ней в осажденный город либо дать хлеба для ее матери. Панночка более трезво, чем Андрий, оценивает создавшееся положение. Она понимает, что для всех запорожцев - она из стана врагов, поэтому и она враг. Как же поступает Андрий? Какой выбор делает он? Обращаясь к тексту, Читатели отмечают строки, раскрывающие душевное состояние Андрия.
Колебаний у Андрия нет. В этом сразу убеждаются все. Как и в бою, он во власти своих эмоций. Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагами. Пренебрегает он и воинским долгом. Не задумываясь, отрекается от матери, отца, родины во имя любви к польской панне. И с этого момента он противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию.
На основании анализа этого эпизода Читатели понимают, что эгоистическое начало одержало верх в душе Андрия над всеми остальными чувствами и разумом. Сопоставление поступков Остапа и Андрия при выполнении третьего задания затрудняется тем, что приходится сравнивать эпизоды, находящиеся в разных главах. Однако события, описанные в них, происходят почти одновременно, что и облегчает их сравнение. Если Остап храбро сражается, то Андрий, поглощенный чувством к польской панночке, остается в стане врагов. Находя соответствующие отрывки, Читатели сравнивают поведение братьев.
Вот что говорится об Остапе: «Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенка Остапа: он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека».
«Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы». А вот что свершает в это время Андрий:
* - «…Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!.. В это время вбежала к ним с радостным криком татарка.
* - Спасены, спасены! - кричала она, не помня себя.- Наши вошли в город, привезли хлеба, пшена, муки и связанных запорожцев. Но не слышал никто из них, какие «наши» вошли в город, что привезли с собою и каких связали запорожцев…»
Читатели убеждаются, что сопоставление поступков братьев с большей очевидностью, чем при чтении, раскрывает красоту души Остапа и нравственную гибель Андрия, не сумевшего встать выше личных чувств. И потому, Гоголь развенчивает Андрия. Личного счастья Андрий стремится достигнуть роковыми жертвами, изменой родной стране».
Необходимо отметить, что устный рассказ о сыновьях Тараса Бульбы должен содержать элементы сравнительной характеристики, как требует этого и программа. В связи с этим в центре внимания будут не только поступки и свойства характера, но и внешний облик братьев. О портрете литературного героя шла речь и тогда, когда сопоставляли запорожцев Гоголя и Репина. Наша задача в данном случае заключается в том, чтобы раскрыть своеобразие мастерства Гоголя в изображении внешнего облика братьев. Гоголь писал о далеком прошлом, о славных запорожцах, создавая не просто повесть, а по- несть героическую. Поэтому выделял и подчеркивал в портретах своих героев их силу, удаль, мужество, их качество воинов.
Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории - не уход от действительности, а отпет на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в общественной и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.
Если Остап - выдержанный, целеустремленный в своих поступках воин с задатками полководца, отсюда и сравнение рыцарских качеств его с качествами льва, то Андрий - это воплощение пылкости, порыва, необузданных желаний и неожиданных решений. Более всего привлекает его в борьбе не достижение цели, во имя которой она ведется, а сам процесс боя, упоение боем. Сражение для Андрия - «очаровательная музыка пуль и мечей», «бешеную негу и упоение» видит он в битве. Не случайно Гоголь дважды повторяет слово «бешеный»: «бешеная нега», «бешеный натиск». Поэтому и меткое, но снижающее достоинство воинской доблести Андрия сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «…летят головы, с громом падают на землю кони, а он [Андрий] несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных». В этом упоении боем весь Андрий, в этом проявляется сущность его пылкого и необузданного характера. Важно обратить внимание па слова татарки, передающей просьбу панночки прийти к ней в осажденный город либо дать хлеба для ее матери. Панночка более трезво, чем Андрий, оценивает создавшееся положение. Она понимает, что для всех запорожцев - она из стана врагов, поэтому и она враг. Как же поступает Андрий? Какой выбор делает он? Обращаясь к тексту, Читатели отмечают строки, раскрывающие душевное состояние Андрия.
Колебаний у Андрия нет. В этом сразу убеждаются все. Как и в бою, он во власти своих эмоций. Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагами. Пренебрегает он и воинским долгом. Не задумываясь, отрекается от матери, отца, родины во имя любви к польской панне. И с этого момента он противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию.
На основании анализа этого эпизода Читатели понимают, что эгоистическое начало одержало верх в душе Андрия над всеми остальными чувствами и разумом. Сопоставление поступков Остапа и Андрия при выполнении третьего задания затрудняется тем, что приходится сравнивать эпизоды, находящиеся в разных главах. Однако события, описанные в них, происходят почти одновременно, что и облегчает их сравнение. Если Остап храбро сражается, то Андрий, поглощенный чувством к польской панночке, остается в стане врагов. Находя соответствующие отрывки, Читатели сравнивают поведение братьев.
Вот что говорится об Остапе: «Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенка Остапа: он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека».
«Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы». А вот что свершает в это время Андрий:
* - «…Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!.. В это время вбежала к ним с радостным криком татарка.
* - Спасены, спасены! - кричала она, не помня себя.- Наши вошли в город, привезли хлеба, пшена, муки и связанных запорожцев. Но не слышал никто из них, какие «наши» вошли в город, что привезли с собою и каких связали запорожцев…»
Читатели убеждаются, что сопоставление поступков братьев с большей очевидностью, чем при чтении, раскрывает красоту души Остапа и нравственную гибель Андрия, не сумевшего встать выше личных чувств. И потому, Гоголь развенчивает Андрия. Личного счастья Андрий стремится достигнуть роковыми жертвами, изменой родной стране».
Необходимо отметить, что устный рассказ о сыновьях Тараса Бульбы должен содержать элементы сравнительной характеристики, как требует этого и программа. В связи с этим в центре внимания будут не только поступки и свойства характера, но и внешний облик братьев. О портрете литературного героя шла речь и тогда, когда сопоставляли запорожцев Гоголя и Репина. Наша задача в данном случае заключается в том, чтобы раскрыть своеобразие мастерства Гоголя в изображении внешнего облика братьев. Гоголь писал о далеком прошлом, о славных запорожцах, создавая не просто повесть, а по- несть героическую. Поэтому выделял и подчеркивал в портретах своих героев их силу, удаль, мужество, их качество воинов.
Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории - не уход от действительности, а отпет на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в общественной и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.
Другие сочинения по этому произведению
«Нет уз святее товарищества» (по повести