Тарас Бульба
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба»»
Сочинение
События, изображенные в повести «Тарас Бульба», относятся к далекому прошлому, когда южная Россия была охвачена пламенем борьбы с иноземными завоевателями. Погружаясь в давно минувшее и сравнивая его с настоящим, Гоголь нашел в прошлом то, что безуспешно искал в окружающей его действительности и своих современниках: самоотверженную преданность интересам страны и государства. Эти качества людей, так высоко ценившиеся Гоголем, воплотились затем в положительных образах «Тараса Бульбы». На протяжении всей повести Гоголь прославляет Запорожскую Сечь, ее нравы, ее политическое устройство: народный совет, выборность атаманов, равенство и демократизм казаков. Это идеальная республика, о которой мечтал Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, недюжинные натуры, настоящие дружба и братство.
Повесть «Тарас Бульба», как известно, входит в сборник «Миргород» и является его составной частью, его необходимым звеном. Повесть эта, замечает С. Машинский, никогда не выходила при жизни Гоголя отдельным изданием. «Впервые она появилась в 1835 году в «Миргороде», второй и последний раз - в 1842 году в Сочинениях Гоголя, в том же «миргородском цикле». И это не случайно. Противопоставляя в «Миргороде» мелочной и скудной жизни Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича жизнь, полную тревог, освященную великой идеей борьбы за национальную независимость, Гоголь говорил своим современникам о возможности иной жизни, иных взаимоотношений. Изображение Запорожской Сечи не только оттеняло и разоблачало ничтожное существование миргородских жителей, но и показывало, что иные условия жизни рождают героев, объединяют массы на общее дело.
В Тарасе нашли выражение, как писал и сам Гоголь, существенные черты, присущие людям эпохи национально-освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV-XVII веках. В. Г. Белинский, например, назвал Тараса Бульбу представителем жизни целого народа, «целого политического общества в известную эпоху жизни». По мнению М. Б. Храпченко, «Тарас Бульба» - героическая эпопея. И это справедливо. Своеобразие повести Гоголя не только в широком охвате жизни, но и в создании героических характеров, в изображении народа как активной силы, определяющей в конечном итоге исход борьбы с панской Польшей.
Выразителем патриотических чувств писателя, героического начала в повести является Тарас Бульба. Принимая рассказ о Тарасе за главную линию повествования, мы не только установим взаимосвязь и взаимообусловленность событий, по и обратим внимание на особенности построения повести, на то, как усложняются и становятся более значительными к концу повествования изображенные события. В первых главах рассказывается лишь о Тарасе и его семье, в последующих, начиная с третьей, мы видим Тараса в кругу запорожцев и, наконец, активным участником освободительной борьбы. Батальные картины, в центре которых Тарас Бульба, завершают повесть. В связи с этим в поле зрения будут не только Тарас Бульба, но и Остап, Андрий, товарищи Тараса, Запорожская Сечь, битвы под Дубно и лирические отступления автора, придающие повести особый колорит, торжественность и лиричность.
Повесть Гоголя таит в себе огромную силу идейно-эмоционального и эстетического воздействия на у себя. Яркие образы, сцены, трагические и батальные картины волнуют всех и не забываются долгие годы. Однако не все воспринимается в равной степени. Это относится и к судьбе Андрия. Безусловно, Читатели его осуждают, но часто бездумно, не размышляя особенно над причинами его поступков, его чувствами к панночке. А это важная линия в повести, имеющая прямое отношение и к Остапу, и к Тарасу, и к общему делу борьбы. Поведение героев в трудную минуту для родины служит мерилом истинного отношения к ней. Личная, любовная тема, замечает М. Б. Храпченко, развивается параллельно с главным течением, однако «является важным средством выражения общего замысла эпопеи». И это действительно так. Рассматривая в связи с главной линией повести личную тему Андрия, соотнеся его поступки с поступками брата, отца и всех запорожцев, мы и покажем, что как бы ни было прекрасно, велико чувство Андрия к панночке, оно меркнет перед чувствами и подвигами Остапа, Тараса и славных запорожцев, погибающих с мыслью о родине. В этом мы видим главную задачу воспитывающего обучения.
И еще. Вряд ли целесообразно начинать всегда изучение повести с рассказа о ее исторической основе. В какой-то степени исторический экскурс учителя - своего рода недоверие к повести и к учащимся. Отсюда не следует, конечно, что отрицаются вообще комментарии. Как правило, произведения литературы XIX века в них нуждаются. Речь идет лишь о содержании вступительных занятий и в связи с этим о месте рассказа о писателе, в данном случае о Гоголе. На основании сказанного предлагаются два варианта системы уроков. В первом из них рассказ о писателе завершает изучение повести «Тарас Бульба», во втором он предваряет ее изучение. Изменяется в связи с этим и содержание рассказов.
Повесть «Тарас Бульба», как известно, входит в сборник «Миргород» и является его составной частью, его необходимым звеном. Повесть эта, замечает С. Машинский, никогда не выходила при жизни Гоголя отдельным изданием. «Впервые она появилась в 1835 году в «Миргороде», второй и последний раз - в 1842 году в Сочинениях Гоголя, в том же «миргородском цикле». И это не случайно. Противопоставляя в «Миргороде» мелочной и скудной жизни Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича жизнь, полную тревог, освященную великой идеей борьбы за национальную независимость, Гоголь говорил своим современникам о возможности иной жизни, иных взаимоотношений. Изображение Запорожской Сечи не только оттеняло и разоблачало ничтожное существование миргородских жителей, но и показывало, что иные условия жизни рождают героев, объединяют массы на общее дело.
В Тарасе нашли выражение, как писал и сам Гоголь, существенные черты, присущие людям эпохи национально-освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV-XVII веках. В. Г. Белинский, например, назвал Тараса Бульбу представителем жизни целого народа, «целого политического общества в известную эпоху жизни». По мнению М. Б. Храпченко, «Тарас Бульба» - героическая эпопея. И это справедливо. Своеобразие повести Гоголя не только в широком охвате жизни, но и в создании героических характеров, в изображении народа как активной силы, определяющей в конечном итоге исход борьбы с панской Польшей.
Выразителем патриотических чувств писателя, героического начала в повести является Тарас Бульба. Принимая рассказ о Тарасе за главную линию повествования, мы не только установим взаимосвязь и взаимообусловленность событий, по и обратим внимание на особенности построения повести, на то, как усложняются и становятся более значительными к концу повествования изображенные события. В первых главах рассказывается лишь о Тарасе и его семье, в последующих, начиная с третьей, мы видим Тараса в кругу запорожцев и, наконец, активным участником освободительной борьбы. Батальные картины, в центре которых Тарас Бульба, завершают повесть. В связи с этим в поле зрения будут не только Тарас Бульба, но и Остап, Андрий, товарищи Тараса, Запорожская Сечь, битвы под Дубно и лирические отступления автора, придающие повести особый колорит, торжественность и лиричность.
Повесть Гоголя таит в себе огромную силу идейно-эмоционального и эстетического воздействия на у себя. Яркие образы, сцены, трагические и батальные картины волнуют всех и не забываются долгие годы. Однако не все воспринимается в равной степени. Это относится и к судьбе Андрия. Безусловно, Читатели его осуждают, но часто бездумно, не размышляя особенно над причинами его поступков, его чувствами к панночке. А это важная линия в повести, имеющая прямое отношение и к Остапу, и к Тарасу, и к общему делу борьбы. Поведение героев в трудную минуту для родины служит мерилом истинного отношения к ней. Личная, любовная тема, замечает М. Б. Храпченко, развивается параллельно с главным течением, однако «является важным средством выражения общего замысла эпопеи». И это действительно так. Рассматривая в связи с главной линией повести личную тему Андрия, соотнеся его поступки с поступками брата, отца и всех запорожцев, мы и покажем, что как бы ни было прекрасно, велико чувство Андрия к панночке, оно меркнет перед чувствами и подвигами Остапа, Тараса и славных запорожцев, погибающих с мыслью о родине. В этом мы видим главную задачу воспитывающего обучения.
И еще. Вряд ли целесообразно начинать всегда изучение повести с рассказа о ее исторической основе. В какой-то степени исторический экскурс учителя - своего рода недоверие к повести и к учащимся. Отсюда не следует, конечно, что отрицаются вообще комментарии. Как правило, произведения литературы XIX века в них нуждаются. Речь идет лишь о содержании вступительных занятий и в связи с этим о месте рассказа о писателе, в данном случае о Гоголе. На основании сказанного предлагаются два варианта системы уроков. В первом из них рассказ о писателе завершает изучение повести «Тарас Бульба», во втором он предваряет ее изучение. Изменяется в связи с этим и содержание рассказов.
Другие сочинения по этому произведению
«Нет уз святее товарищества» (по повести