«Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба»»
Сочинение
Эпопея в «Тарасе Бульбе» сопричастна трагедии. Здесь есть чисто внешние признаки классической трагедии: патетические монологи; вестник, сообщающий о том, что происходит за сценой; реквизит, словно требующий зримого, сценического воплощения,- яркость одежд, оружие, декорации стен осажденной крепости, пылающих зданий. А суть в том, что эпический герой Гоголя в немалой степени близок и к трагическому герою. Говорят - и говорят, вероятно, резонно,- что для расцвета трагедии необходим остров, замкнутая, отгороженная часть мира, где все знают друг друга словно бы наперечет, где все видится неизменным, стабильным. Такой частью мира явилась Древняя Греция, полуостров, отгороженный горами и морем, и именно она создала великих трагиков - Эсхила, Софокла и Эврипида. Остров Англии дал роду людскому Шекспира. Трагедия совершает открытие в том, что люди как-то привыкли считать отлично знакомым; в известное, в примелькавшееся вторгаются тайные силы. Они присутствуют здесь же, в мире, который всем прекрасно известен, и поэт их обнаруживает, грозно напоминая о них.
Взгляд Гоголя наделен свойством обнаруживать острова и в сугубо сухопутном, в общем-то, мире. Но Запорожская Сечь - остров буквальный: она - «у берегов острова Хортицы». Здесь все признаки островной жизни: исчерпывающее знание людьми друг друга, ясность их отношений, демократичность. Но трагедия рождается там, где сталкиваются неведение, с одной стороны, и угроза - с другой. Причем угроза, опасность исходит не извне; такую опасность видят, о ней помнят и знают. Опасность - где-то здесь же; она - внутри человека, внутри, скажем, одной, единой семьи; и великие трагические герои, царь Эдип, король Лир, Гамлет, Отелло, терпят катастрофы именно на лоне семьи (семья - как бы остров на острове; круг, заключенный в другой круг, географический, социальный).
Склонность Гоголя повсюду находить острова - уникальное свойство его таланта. Не будь он писателем, быть бы ему мореплавателем: на картах океанов одна за другой появлялись бы точечки суши. Но он открывал острова и подалеку от океанов. Видит Гоголь любимый свой Днепр и не преминет сказать, что он, Днепр, «шумел, как море, разлившись по воле», и что «брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов». Описав географические острова, Гоголь будет описывать и острова социальные: хутор в море степи - тоже остров, и есть у Гоголя остров Диканька, остров Миргород. А городок, в котором происходит действие «Ревизора»? До Хортицы «три часа плаванья», от городка, приютившего Хлестакова, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Некая изолированность поместий, посещаемых Чичиковым, не может не бросаться в глаза, и поместья - тоже какие-то острова, которые словно бы на кораблике-бричке объезжает открывающий этот архипелаг мореплаватель, Одиссей во фраке.
В «Тарасе Бульбе» Гоголь открыл остров Хортицу, а на острове он открыл назревавшую там трагедию. Любовь изменника Андрия прошла три этапа: она вспыхнула в Киеве, в бытность юноши школьником, и завершилась она в стенах осажденного города (осажденный город - остров). Между прологом и эпилогом был скрытый, латентный период: Андрий жил, как все, в семье, в круге казаков, и был он таким же, как все. Но любовь таилась в нем, а вместе с нею таилась в его помыслах и угроза отчей вере, отцу-учителю. Бок о бок с сыном-учеником жил учитель-отец. Проницательный, мудрый, он, казалось бы, читал в сердцах своих детей все. А того, что надо было прочесть, не прочел.
Тарас Бульба не смог провидеть тайного, скрытого. Он ошибся жестокой и непоправимой ошибкой трагического героя. Но он пожинал то, что посеял: и он, цельный и духовно могущественный человек, когда-то проявил непоследовательность, насильно загнав Андрия в постылую школу и не выпуская его оттуда (красноречивый пример Остапа, несомненно, стоял перед взором его младшего брата). И там, в Киеве, все началось, завязалось.
Герой трагедии прогрессивен. Он - инициатор, он - первый, он начинает то, что когда-нибудь станет нормой общественной жизни. Но он преждевременен.
Тарас Бульба - учитель-отец, несущий в себе воспоминание о далеком, о полузабытом прошлом рода людского. Но воспоминания - это зашифрованные пророчества. Тарас Бульба - прошлое-будущее. Но и настоящее тоже: в дальнюю даль, пространственную и временную, на украинский хутор-остров, в средневековье уже заползла идея разделения отца-учителя надвое. И отправил Тарас своих сыновей в «академию», словно бы вытолкнул их за пределы круга-семьи. И тогда…
Прошлое патетично. Далекое всегда кажется людям прекрасным. Настоящее же обыденно, и в мелькании насущных забот нелегко разглядеть героическое.
30-е годы XIX века виделись современникам каким-то потускнением истории, ее спадом. Еще бы! В сопоставлении хотя бы только с событиями Отечественной войны 1812-1814 годов все изменилось. И в героическом «Бородино» Лермонтова солдат-«дядя» укорял молодого однополчанина знаменитым: «Богатыри - не вы». Есть, однако, богатырство деяний и богатырство духа. Одно броско, наглядно, другое осуществляется день за днем, исподволь, в тишине; и обманчивая тишина царила в России: тишина, в которой накапливалась и уже пробивалась богатырская мысль.
Так и в русской действительности 30-40-х годов XIX столетия героическое не умерло. Тарас Бульба жил в его земляке и наследнике; и лет двести спустя молодой человек со смешной, какой-то птичьей фамилией отважится повторить духовный подвиг казацкого патриарха.
Другие сочинения по этому произведению
«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Жестокий век, жестокие сердца.
Историческая повесть «Тарас Бульба»
Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя?
Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя
Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Образ Тараса Бульбы
Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба")
Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Остап и Андрий
Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Почему Тарас убивает сына?
Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя.
Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Трагедия Тараса Бульбы.
Тарас Бульба – народный герой
Остап и Андрий «Тарас Бульба»
Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя
Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея)
Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»
Герои повести "Тарас Бульба"
Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе
Тарас Бульба - патриот русской земли
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)
Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев
Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»
Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации
История создания повести «Тарас Бульба»
ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ.
Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества
Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2)
Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба»
Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»
Жизнь Тараса Бульбы
Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба»
Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Как относится автор к Андрию
Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба")
Тарас Бульба - Главный герой
Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба»
Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба»
Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы
Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
Поход запорожцев под Дубно
Образ Андрия
Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба"
В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма
Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба»
Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1)
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы
Творческая история создания «Тараса Бульбы»
Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»
Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3)
Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы
Тарас Бульба настоящий боевой товарищ
Личность и народ в повести «Тарас Бульба»
Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя
Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба»
Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести.
Историческая повесть
Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой
Мой любимый литературный герой
Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2)
Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия
«Тарас Бульба» в контексте истории
Особенности поэтики повести «Тарас Бульба»
Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа
Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя
Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба»
Тарас Бульба и его сподвижники
Как характеризует Тараса эпизод с переизбранием кошевого
Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба»
Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»
Тарас Бульба — полковник
Андрий Бульбенок (Бульбенко)
Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»
Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба»)
Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба»
Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»
Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба»
Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба»
Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни
Характеристика Остапа и Андрия
Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба»
Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа
Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу
Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба»
Чем продиктовано решение Тараса вести сыновей в Запорожскую Сечь
Историческая тематика в творчестве Гоголя
Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1)
Образ народа в повести
Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба»
Юмор в повести «Тарас Бульба»
Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя
Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство
Редакции и издания повести «Тарас Бульба»
Идейный пафос «Тараса Бульбы»
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»
Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба
Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба»
Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба»
Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Казацкая героика в творчестве Гоголя
Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения
Размышления над речью Тараса Бульбы
Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1
Анализ финальной сцены
Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия
Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»