Тарас Бульба
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба»»
Сочинение
Первая глава подготавливает читателя к последующим событиям: в ней дается завязка (решение Тараса ехать с сыновьями в Сечь) и представление о времени, когда происходит действие; указывается на условия, в которых складываются характеры, подобные Тарасу; предстают сложные и противоречивые образы самого Тараса и его сыновей. В главе много выразительных жанровых сцен, она пронизана тонким лиризмом. В связи с поставленными задачами в первую очередь рассматриваются характеры Остапа, Андрия и Тараса (целостный образ Тараса дается в конце изучения произведения). В первой главе для более подробного анализа выделяются три сцены: а) Тарас с сыновьями; б) товарищеская пирушка в честь приехавших сыновей; в) отъезд в Сечь. В хрестоматии опущены описания светлицы, развернутая авторская ремарка о Тарасе й рассказ о матери, сидящей у изголовья сыновей. (Эта сцена послужит предметом особого рассмотрения, когда речь пойдет о песенно-поэтических традициях в стиле повести.)
Первое знакомство с героями Гоголя должно быть живым и впечатляющим. Для этого необходимо уловить богатство интонации и оттенков в словах Тараса и его сыновей, смену настроений, движение чувств, проявления характеров.
При обсуждении устанавливаем преобладающий в первых репликах Тараса тон удовлетворенности при виде своих «дюжих» молодцов сыновей, его добродушное удивление их нескладным видом из-за странного, нелепого наряда. Это удивление усиливается по мере дальнейшего рассматривания сыновей, причем все открытее становится тон его насмешки. Далее привлекаем внимание к реплике Остапа, которая также вызвала у Тараса удивление, но уже иного характера. Оно определяется совершенно ионом ситуацией - решимостью Остапа постоять за себя, наказать обидчика, кем бы он ни был. Вероятно, Тараса ЭТО даже обрадовало. И, наконец, складывающаяся острая ситуация дает возможность проверить, каков Остап в деле, что, конечно, чрезвычайно интересует Тараса: «Посмотрю я, что ты за человек в кулаке!»
Так уясняется поведение действующих лиц, идут поиски правильной интонации при произнесении отдельных реплик героев. Нетрудно заметить, что материал главы сценичен, поэтому можно попытаться провести анализ первого эпизода и путем его инсценирования. Относительная сложность и новизна приема потребует, помимо глубокого проникновения в текст, отбора и обдумывания ряда конкретных деталей, усиленной работы воображения.
Остап и Андрий-сыновья Тараса, только что вернувшиеся из Киевской бурсы, «два дюжие молодца» в длинных «свитках». Далее необходимо отобрать в тексте все детали, рисующие место действия. На сцене это будут декорации. В пьесе принято давать развернутую ремарку, в которой более или менее подробно описывается окружающая обстановка, на фоне которой развертываются события.
Яркость эпизода встречи Тараса с сыновьями неоднократно привлекала внимание иллюстраторов. Чтобы отчетливее представить себе место действия, внешний облик и психологическое состояние героев, предлагаем учащимся сопоставить иллюстрации Т. Г. Шевченко («Встреча Тараса с сыновьями») и П. П. Соколова («Возвращение из бурсы»). Сначала все идут по пути сюжетного сопоставления: художники изобразили близкие, но не адекватные ситуации. На иллюстрации Шевченко, помещенной в хрестоматии, Тарас добродушно, но колко смеется над сыновьями, дразнит их; Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком и мольбой смотрит она на Тараса. У Соколова потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия, со страхом и укоризной глядя на мужа.
Все приходят к выводу, что оба художника в фигурах сыновей стремились подчеркнуть не только их нескладный, одинаково нелепый вид, но и разницу характеров, реакций, воинственность Остапа, его готовность постоять за себя. Которая из иллюстраций удачнее, ближе к авторскому пониманию характера и внешнего облика Тараса? После некоторых споров все отдают предпочтение иллюстрации Шевченко; его Тарас более сложен, многогранен: добродушно-ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен; он и внешне являет собой фигуру весьма колоритную, но совсем не стилизованную, как у Соколова; перед нами настоящий казак.
На иллюстрации Соколова нет такой глубины в обрисовке образа Тараса: перед нами просто расходившийся вояка. Изображение Остапа и матери у Шевченко учащимся также кажется более близким Гоголю, чем у Соколова. Но вот облик Андрия в изображении Шевченко их разочаровывает: «Андрий должен быть красивым, а этот какой-то маленький, щупленький, неказистый,- говорят они.- Ведь у Гоголя даже в самом начале говорится о «двух дюжих молодцах» с «крепкими, здоровыми лицами», об их «могучей телесной красоте». Больше импонирует учащимся Андрий на иллюстрации Соколова, и не только потому, что он там красивее. В нем есть что-то свое, затаенное, взгляд его, устремленный на отца, насторожен, а не безразличен, как у Шевченко.
После того как все представили себе характеры и внешний облик героев, предлагаем нарисовать «словесные декорации» места, где происходит действие.
«Бульба,- говорят они,- встречает сыновей возле дома. Это скромная украинская мазанка с двумя трубами, окруженная могучими деревьями с раскидистыми ветвями. Неподалеку колодец с высоким шестом; возле колодца, за частоколом,- лошади, на которых приехали братья. Вдали просматривается бескрайний луг».
Возникает вопрос: Не слишком ли много внимания уделяется первому эпизоду? Каково место этого эпизода в произведении? Что он дает читателю? Дает очень многое. Дает первые, но очень существенные представления о героях. Эпизод занимателен, вызывает смех, но и заставляет почувствовать своеобразие нравов и обычаев изображаемой эпохи. Ведь не случайно Тарас с сыном, увидевшись после долгой разлуки, прежде чем поздороваться, начинают биться на кулаках. Тарасу не терпится проверить сыновей «в деле». Из-за этого он так стремительно отправляет их в Сечь, из-за этого еще раньше спешит выяснить, кто из них настоящий казак, настоящий боец, хотя бы и путем шутливой рукопашной. Его искренне сердит, что Андрий в этой ситуации ведет себя не так, как Остап.
Первое знакомство с героями Гоголя должно быть живым и впечатляющим. Для этого необходимо уловить богатство интонации и оттенков в словах Тараса и его сыновей, смену настроений, движение чувств, проявления характеров.
При обсуждении устанавливаем преобладающий в первых репликах Тараса тон удовлетворенности при виде своих «дюжих» молодцов сыновей, его добродушное удивление их нескладным видом из-за странного, нелепого наряда. Это удивление усиливается по мере дальнейшего рассматривания сыновей, причем все открытее становится тон его насмешки. Далее привлекаем внимание к реплике Остапа, которая также вызвала у Тараса удивление, но уже иного характера. Оно определяется совершенно ионом ситуацией - решимостью Остапа постоять за себя, наказать обидчика, кем бы он ни был. Вероятно, Тараса ЭТО даже обрадовало. И, наконец, складывающаяся острая ситуация дает возможность проверить, каков Остап в деле, что, конечно, чрезвычайно интересует Тараса: «Посмотрю я, что ты за человек в кулаке!»
Так уясняется поведение действующих лиц, идут поиски правильной интонации при произнесении отдельных реплик героев. Нетрудно заметить, что материал главы сценичен, поэтому можно попытаться провести анализ первого эпизода и путем его инсценирования. Относительная сложность и новизна приема потребует, помимо глубокого проникновения в текст, отбора и обдумывания ряда конкретных деталей, усиленной работы воображения.
Остап и Андрий-сыновья Тараса, только что вернувшиеся из Киевской бурсы, «два дюжие молодца» в длинных «свитках». Далее необходимо отобрать в тексте все детали, рисующие место действия. На сцене это будут декорации. В пьесе принято давать развернутую ремарку, в которой более или менее подробно описывается окружающая обстановка, на фоне которой развертываются события.
Яркость эпизода встречи Тараса с сыновьями неоднократно привлекала внимание иллюстраторов. Чтобы отчетливее представить себе место действия, внешний облик и психологическое состояние героев, предлагаем учащимся сопоставить иллюстрации Т. Г. Шевченко («Встреча Тараса с сыновьями») и П. П. Соколова («Возвращение из бурсы»). Сначала все идут по пути сюжетного сопоставления: художники изобразили близкие, но не адекватные ситуации. На иллюстрации Шевченко, помещенной в хрестоматии, Тарас добродушно, но колко смеется над сыновьями, дразнит их; Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком и мольбой смотрит она на Тараса. У Соколова потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия, со страхом и укоризной глядя на мужа.
Все приходят к выводу, что оба художника в фигурах сыновей стремились подчеркнуть не только их нескладный, одинаково нелепый вид, но и разницу характеров, реакций, воинственность Остапа, его готовность постоять за себя. Которая из иллюстраций удачнее, ближе к авторскому пониманию характера и внешнего облика Тараса? После некоторых споров все отдают предпочтение иллюстрации Шевченко; его Тарас более сложен, многогранен: добродушно-ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен; он и внешне являет собой фигуру весьма колоритную, но совсем не стилизованную, как у Соколова; перед нами настоящий казак.
На иллюстрации Соколова нет такой глубины в обрисовке образа Тараса: перед нами просто расходившийся вояка. Изображение Остапа и матери у Шевченко учащимся также кажется более близким Гоголю, чем у Соколова. Но вот облик Андрия в изображении Шевченко их разочаровывает: «Андрий должен быть красивым, а этот какой-то маленький, щупленький, неказистый,- говорят они.- Ведь у Гоголя даже в самом начале говорится о «двух дюжих молодцах» с «крепкими, здоровыми лицами», об их «могучей телесной красоте». Больше импонирует учащимся Андрий на иллюстрации Соколова, и не только потому, что он там красивее. В нем есть что-то свое, затаенное, взгляд его, устремленный на отца, насторожен, а не безразличен, как у Шевченко.
После того как все представили себе характеры и внешний облик героев, предлагаем нарисовать «словесные декорации» места, где происходит действие.
«Бульба,- говорят они,- встречает сыновей возле дома. Это скромная украинская мазанка с двумя трубами, окруженная могучими деревьями с раскидистыми ветвями. Неподалеку колодец с высоким шестом; возле колодца, за частоколом,- лошади, на которых приехали братья. Вдали просматривается бескрайний луг».
Возникает вопрос: Не слишком ли много внимания уделяется первому эпизоду? Каково место этого эпизода в произведении? Что он дает читателю? Дает очень многое. Дает первые, но очень существенные представления о героях. Эпизод занимателен, вызывает смех, но и заставляет почувствовать своеобразие нравов и обычаев изображаемой эпохи. Ведь не случайно Тарас с сыном, увидевшись после долгой разлуки, прежде чем поздороваться, начинают биться на кулаках. Тарасу не терпится проверить сыновей «в деле». Из-за этого он так стремительно отправляет их в Сечь, из-за этого еще раньше спешит выяснить, кто из них настоящий казак, настоящий боец, хотя бы и путем шутливой рукопашной. Его искренне сердит, что Андрий в этой ситуации ведет себя не так, как Остап.
Другие сочинения по этому произведению
«Нет уз святее товарищества» (по повести