Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»»

Сочинение

В этой публикации вы познакомитесь с героями. Описание, портрет, диалог. Значение экспозиции в литературном произведении. В первой главе указывается, что Остап и Андрей учились в киевской бурсе, а во второй говорится: «они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию», однако и здесь слово «бурса» часто повторяется, говорится даже о «республиканском устройстве бурсы», о «голодной бурсе» и т. д.. Остап и Андрей были отданы именно в Киевскую академию, где проучились не менее восьми лет, жили же они в бурсе, т. е. в общежитии для воспитанников, о пропитании должны были заботиться сами. Киевская академия была открыта в 1632 г. и называлась сначала Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.- Киевская академия). Она была первой высшей школой на Украине и состояла из 8 классов, преподавание в основном велось на латинском языке. По своему уровню академия не уступала западноевропейским университетам и академиям; даже католическое духовенство было вынуждено признать этот факт, с возмущением отмечая, что православные «школы и академию якусь зачали н дьти учат» .

В конце XVI - начала XVII вв. в жизни украинского народа наступает коренной поворот - начало народно-освободительных восстаний, во главе которых стояли Северин Наливайко (1594-1596 гг.) и Яков Остряница, или Острянин (1638 г.). Видя в этих восстаниях событийную основу повести «Тарас Бульба», современный исследователь утверждает, будто Гоголь показал два похода запорожцев: «Первый из них напоминает по своим мотивам те восстания, которые происходили после заключения Брестской унии в 1596 году, лишившей украинский народ права на национальную самобытность и поставившей его в рабскую зависимость от польских магнатов. Запорожцы узнают, что ксендзы в свои таратайки «…запрягают уже не коней, а просто православных христиан» и что «…гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве». Именно так погиб в 1597 г. Наливайко, возглавивший восстание против польских и украинских магнатов-землевладельцев и шляхты. Второй поход в повести возглавил гетьман Остряница и его советник Гуня. Это исторический факт, относящийся к 1638 г. Значит, имеются в виду восстания, разделенные почти полувеком.

В произведении же время между двумя походами запорожцев кажется гораздо меньшим».

Необходимо сделать уточнение. В повести «Тарас Бульба» Гоголь не изображает поход Наливайко, однако страшная и жестокая казнь гетьмана потрясла запорожцев, стала первопричиной их выступления. Вот как Гоголь описывает всеобщее потрясение, вызванное сообщением о жестокой казни гетьмана: «Колебнулась вся толпа. Сначала на миг пронеслося по всему берегу молчание, которое устанавливается перед свирепою бурею, и потом вдруг поднялись речи, и весь заговорил берег… Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрам-ленье веры и казацкой славы…»

Приступая к непосредственному чтению и комментированию первой главы, обращу внимание на оригинальное начало повести, так восхитившее Пушкина. Встреча Тарасом Бульбой сыновей, вернувшихся домой после обучения в Киевской академии,- это прежде всего серьезный экзамен на стойкость убеждений, верность отцовским и дедовским

обычаям (не притупили ли бурсацкие «плетюганы» чувство казачьего достоинства, готовности постоять за нанесенные обиды и унижения, от кого бы они не исходили?). Андрий не выдерживает этой первой проверки, он действительно «мазунчик»: академическая наука изнежила его характер, сделала его уступчивым, воспитала романтическое мировосприятие, что отразилось в его любовном приключении - встрече с прекрасной и ветреней полькой. Не такой Остап, который с детских лет рвался на Запорожье, и его не столько силой, сколько угрозой, что он «не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем паукам», заставили окончить полный курс академии.Обычаи казацкие он помнит, а бойцовские качества, силу и удаль проявляет в первой же встрече с воображаемым «обидчиком», показывая не только, каков он «человек в кулаке», но, главное, каков он «человек в уме»: в битве за правое дело он не уступит и отцу!’ «Внезапное решение» Тараса Бульбы отправить сыновей на Запорожье - давно продуманный ход: «Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». Этой мыслью только и жил старый Тарас. Связующее звено, кульминационный момент в разговоре за обедом - Запорожье, казачьи обычаи и, конечно же, казачье окружение. Уже представляя гостям сыновей, Тарас говорит, что вскоре отправит их в Запорожскую Сечь. «Тости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь».

Почувствуйте непринужденную обстановку в скромной Тарасовой светлице, где выделялось лишь воинское оружие и другие атрибуты боевого казацкого быта, и душевное движение старого, коренного полковника, настолько взволнованного встречей с сыновьями, что он тут же принимает решение ехать с ними на Запорожье («Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей богу, еду!»). Вот это активно-действенное начало Тараса Бульбы выгодно отличает его от тех, кто уже перенимал «польские обычаи», заводил «роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы». И дальше обратите внимание на авторское отношение к Тарасу: «Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов». Тарас Бульба должен предстать перед вами как подлинный защитник поруганных народных прав и обычаев, как идеальное воплощение подлинного героического начала и воинского духа. Необходимо обратить внимание на переживания матери Остапа и Андрея, на силу ее материнского чувства. Отрывок: «Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!» - должен быть прочитан учителем. Важно почувствовать всю поэтическую силу, с какой Гоголь художественно воплощает безмерное материнское горе, страдания женщины-матери, навсегда расстающейся с сыновьями, которую теперь ожидают бессонные, тревожные ночи и горькое одиночество.

В заключение можно предложить ряд вопросов, которые помогут вам глубже осознать идейный пафос изученных отрывков как из повести «Тарас Бульба», так и ранее прочитанной «Страшной мести»:

* Что общего в содержании повестей «Страшная месть» и «Тарас Бульба»?
* Какова основная тема повести «Страшная месть»?
* Какие отрывки произвели на вас наибольшее впечатление?
* Нарисуйте словесный портрет Данилы Бурульбаша и Тараса Бульбы. Что общего в их характерах?
* О чем говорит обстановка в доме Тараса Бульбы (описание светлицы)?
* С помощью каких поэтических средств воссоздается горе и страдание матери? Какими вы представляете себе Остапа и Андрия?

Другие сочинения по этому произведению


«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Жестокий век, жестокие сердца. Историческая повесть «Тарас Бульба» Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя? Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Образ Тараса Бульбы Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Остап и Андрий Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Почему Тарас убивает сына? Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Тарас Бульба – народный герой Остап и Андрий «Тарас Бульба» Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба» Герои повести "Тарас Бульба" Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Тарас Бульба - патриот русской земли Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба») Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба» Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации История создания повести «Тарас Бульба» ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ. Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2) Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба» Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Жизнь Тараса Бульбы Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба» Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Как относится автор к Андрию Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба") Тарас Бульба - Главный герой Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Поход запорожцев под Дубно Образ Андрия Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба" В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1) Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы Творческая история создания «Тараса Бульбы» Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3) Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Тарас Бульба настоящий боевой товарищ Личность и народ в повести «Тарас Бульба» Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба» Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. Историческая повесть Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой Мой любимый литературный герой Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2) Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия «Тарас Бульба» в контексте истории Особенности поэтики повести «Тарас Бульба» Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сподвижники Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба» Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — полковник Андрий Бульбенок (Бульбенко) Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба») Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба» Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба» Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни Характеристика Остапа и Андрия Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Историческая тематика в творчестве Гоголя Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1) Образ народа в повести Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба» Юмор в повести «Тарас Бульба» Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба» Редакции и издания повести «Тарас Бульба» Идейный пафос «Тараса Бульбы» Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба» Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба» Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Казацкая героика в творчестве Гоголя Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения Размышления над речью Тараса Бульбы Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1 Анализ финальной сцены Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»