Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Идейный пафос «Тараса Бульбы»»

Сочинение

Идейный пафос «Тараса Бульбы» — в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести. Духовное и телесное в повесте «Тарас Бульба» как выражение поэтики Н.В. Гоголя. Во все времена существовало определенное представление о соотношении духовных и физических способностей человека.

В европейском идеологическом, культурном и художественном мышлении духовное и интеллектуальное обычно ставилось выше физического и телесного. Разумеется, это самая общая и схематичная формула, не учитывающая сложное развитие представлений с античных времен. Но полное исследование проблемы в данном случае невозможно, да и излишне. Нам важно указать лишь на главную тенденцию, притом тенденцию преимущественно нового времени. В XVIII веке эта тенденция воплотилась в таком ярком феномене, как физиогномика швейцарского писателя И.К. Лафатера — учение о связи между духовно нравственным обликом человека и строением его черепа и лица. По Лафатеру, интеллектуальная жизнь запечатлевается на очертаниях черепа и лба; моральная и чувственная — в строении лицевых мускулов, носа и щек; животная — в складе рта и линии подбородка. Человеческое лицо — это олицетворенная иерархия: три его «этажа» последовательно передают восхождение от низших способностей к высшим. В XIX веке, во времена Гоголя, та же тенденция повлияла на теорию страстей Ш. Фурье. Страсти делятся на три категории: чувственные, связанные с органами чувств; аффективные, устанавливающие человеческие отношения (например, страсть к дружбе), и направляющие страсти, стремящиеся к удовлетворению духовных потребностей (страсть к соревнованию, к разнообразию и к творчеству). Перед нами вновь восхождение от простейшего (физического) к сложному (интеллектуальному и духовному).

Идеальная общественная формация, по Фурье, должна удовлетворить все категории страстей, приведя их в гармоническое равновесие. Какова же иерархия духовных и физических способностей в гоголевской картине мира? Прежде чем отвечать на этот вопрос, условимся в главном. Соотношение физического (телесного) и интеллектуально-духовного интересует нас не с точки зрения теоретических взглядов и мировоззрения Гоголя (это специальная задача, требующая — если она реальна — другой работы), а как соотношение внутри художественной структуры произведения, как существенные моменты его организации и оформления, — иначе говоря, как художественная оппозиция. В «Тарасе Бульбе» есть сцена, ключевая не только для этого произведения, но и для ряда других ранних гоголевских вещей: большинства повестей из «Вечеров», а также для «Вия». Это — первая сцена: встреча Тараса с сыновьями. «Ну, давай на кулаки!» — говорил Бульба, засучив рукава: посмотрю я, что за человек ты в кулаке!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь…»

Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку — достоинство первостепенное. Оно определяет нечто существенное в человеке («…что за человек ты в кулаке!»). После поединка Тарас обратился к сыновьям с поучением: «Это всё дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия, всё это ка зна що, я плевать на всё это!..»

Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. «А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». Бульба, вероятно, имел основания презирать схоластическое учение своего сурового века, однако не заметно, чтобы он предпочитал ему другое, более разумное.

Единственная наука, которую он признает, — война. Воинская отвага и доблесть выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию. Минуту спустя казаки садятся за еду. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Еда — существенное дело, поглощение еды — похвальная человеческая способность. Чем съедено больше, тем лучше.

Обратим внимание на этот пиршественный максимализм, отвергающий всякий изнеженный эстетизм и не желающий размениваться на мелочи. Его идеал — натуральность и полная мера («тащи нам всего барана…» и т. д.). Еще более похвальна и способность к питью — вновь обильному, во всю ширь натуры. Характерно также желание Бульбы, чтобы горелка «играла и шипела, как бешеная».

Образы еды и питья передвигаются из неодушевленного ряда предметов в одушевленный. Перед нами живая, дышащая, трепещущая стихия. Одно живое поглощает и усваивает другое. За столом звучит похвала всему съедаемому и выпиваемому. «Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка! А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка».

Запомним для будущих выводов эту снисходительно-добродушную насмешку над иноплеменниками, не понимающими истинного смысла еды и питья. Все это говорит о том, какое место приобретает в сознании персонажей физическое и телесное начало. Конечно, не следует абсолютизировать это соотношение. Сложность в том, что физическое и телесное начало не изолировано, но указывает на нечто более высокое; иначе говоря, с ним связана духовность ранней, «героической» эпохи народной жизни. Оттого у всех народов богатыри целых быков съедают, баранами закусывают, а бочками сороковыми запивают».

Физическое, телесное, плотское соотнесено со стихией героического деяния, борьбы с врагами, духом отваги и патриотизма. Еще прямее и непосредственнее выражается эта степень духовности в сценах коллективного танца и пения, о которых говорилось в первой главе. Помимо героической народной поэзии, на «Тараса Бульбу» (и близкие к нему гоголевские произведения). влияли и другие художественные традиции. Прежде всего те, которые существовали на украинской почве, в так называемых интерлюдиях. Эту художественную традицию уже не назовешь героической. Обычный герой интерлюдий — «школьник»семинарист, по-малороссийски «дяк», или, как шутливо именовали его авторы сатир, «пиворез». «Отбившись от школы за великовозрастием, он увлекается предметами, чуждыми строго духовной науке: ухаживает и за торговками, и за паннами, пьянствует и для добычи средств к существованию поет канты и псалмы под окнами, пускается на рискованные аферы.

Он не прочь порою подшутить над неписьменным крестьянином, проделывая над ним неблаговидные шутки: объявив себя живописцем и взявшись написать портрет, он вымазывает простака сажей».

Между тем с типом «дяка» связано такое соотношение человеческих способностей, при которых физическое и телесное ставится выше духовного. Но это соотношение тоже непростое: отвращение «дяка» к школе, страсть к рискованным предприятиям и шалостям выдают человека решительного, пренебрегающего сложившимися нормами отношений с властями, со старшими, с родными и т. д. Отметим также снижение мотива любви, принимающее различные формы. С одной стороны, это откровенное презрение к «нежбе» у Тараса Бульбы, ставившего выше любви героическое дело воинскую суровость и самоотверженность. Вместе с тем уже в ранних произведениях Гоголя наметились такие образы высших человеческих движений (прежде всего любви), которые резко контрастируют с только что отмеченной иерархией, то есть преобладанием фического и телесного над духовным и интеллектуальным. Назовем эти примеры случаями острого контраста.

Мироощущение сурового героического века, правда товарищества, сталкиваются с индивидуализирующимся, углубляющимся в самом себе личным чувством. «Андрий… полюбил девушку из враждебного племени, которой он не мог отдаться, не изменив отечеству: вот столкновение (коллизия), вот сшибка между влечением сердца и нравственным долгом…» — писал Белинский о трагедии Андрия. Случаи острого контраста вносят дополнительные диссонансы в гоголевскую шкалу. С одной стороны, если прибегать к схематизированной формуле, телесное и физическое ставится выше духовного и интеллектуального.

Но с другой — свободное и предпочтительное развитие естественного, природного, «физического» не только ограничивается действием внеположенных этой иерархии сил, но и знает «отступления от правила», перебои. Эти перебои создаются прежде всего случаями такого романтизированного, в высшей степени духовного переживания любви, которые находятся в обратном отношении к господствующей иерархии. Таким образом они предвещают то соотношение «физических» и «духовных» моментов, которое возобладает в гоголевском творчестве позднее.

Другие сочинения по этому произведению


«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Жестокий век, жестокие сердца. Историческая повесть «Тарас Бульба» Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя? Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Образ Тараса Бульбы Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Остап и Андрий Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Почему Тарас убивает сына? Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Тарас Бульба – народный герой Остап и Андрий «Тарас Бульба» Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба» Герои повести "Тарас Бульба" Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Тарас Бульба - патриот русской земли Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба») Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба» Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации История создания повести «Тарас Бульба» ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ. Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2) Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба» Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Жизнь Тараса Бульбы Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба» Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Как относится автор к Андрию Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба") Тарас Бульба - Главный герой Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Поход запорожцев под Дубно Образ Андрия Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба" В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1) Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы Творческая история создания «Тараса Бульбы» Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба» Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3) Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Тарас Бульба настоящий боевой товарищ Личность и народ в повести «Тарас Бульба» Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба» Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. Историческая повесть Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой Мой любимый литературный герой Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2) Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия «Тарас Бульба» в контексте истории Особенности поэтики повести «Тарас Бульба» Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сподвижники Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба» Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — полковник Андрий Бульбенок (Бульбенко) Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба») Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба» Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба» Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни Характеристика Остапа и Андрия Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Историческая тематика в творчестве Гоголя Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1) Образ народа в повести Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба» Юмор в повести «Тарас Бульба» Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба» Редакции и издания повести «Тарас Бульба» Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба» Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба» Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Казацкая героика в творчестве Гоголя Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения Размышления над речью Тараса Бульбы Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1 Анализ финальной сцены Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»