Мы
Евгений Иванович Замятин
«Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы»)»
Роман «Мы» советского писателя
Роман Евгения Замятина «Мы» долго оставался неизвестным советскому читателю, но публикация его даже за пределами Советского Союза вызвала ожесточённую травлю писателя в родной стране.
Антиутопия «Мы» рисовала образ нежелательного будущего и предупреждала об опасности распространения казарменного коммунизма, установления страшного государственного строя — тоталитаризма, уничтожающего личность во имя какой-то анонимной эфемерной коллективности.
Действие романа происходит в далёком будущем, в фантастическом Едином Государстве, которое возглавляет Благодетель. Люди в этом Государстве, изолированном от остального мира Зелёной Стеной — диким лесом, выходить в который жителям запрещено, живут как в казарме, повинуясь единому режиму. Все «в один и тот же час в одну и ту же минуту» встают, «в один и тот же час единомиллионно» начинают и заканчивают свой трудовой день. Лишь два часа в сутки в этом государстве являются «личными часами», все остальное расписано по минутам — приемы пищи, прогулки, учеба
В этом Новом государстве все доведено до абсурда. У людей нет имен, а есть лишь нелепые наименования: Д503, О-90
Другая нелепость: люди живут в прозрачных домах. Герой радостно комментирует: «…среди своих прозрачных, как бы сотканных из прозрачного воздуха стен мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга». Лишь в «сексуальный день» человек имеет право опустить шторы по своему «розовому талончику».
Материнство, отцовство — этих понятий в Едином Государстве нет. Женщина, выполнив свой долг перед государством — родив ребенка, сразу отдавала его на верную службу этому самому государству.
В этом государстве строго запрещается курить и употреблять алкоголь; показываться на улице после половины одиннадцатого. За человеком здесь постоянно ведется наблюдение: действует тайная полиция, именуемая «Хранители». Все носят униформу, питаются искусственной пищей.
Итак, поведение человека в Едином Государстве подчинено строжайшей регламентации, причем даже в мелочах. Люди полностью лишены прав на семью, личную жизнь, радость материнства. Нелепыми, смешными, ужасными представляются Д 503 традиции «древних»: «Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном,
Лишь на какое-то время главный герой — Д503 — заболевает прекрасной болезнью «древних»: у него появляется душа. Под влиянием любви к инакомыслящей I-330 (она одна из противниц существующего строя) он взглянул на привычный мир новыми глазами, пережил подлинное счастье. Лишь на какое-то время Д-503 становится человеком и высказывает свое сокровенное желание: чтобы у него, как и у древних, была мать; и чтобы для нее он был «не строитель Интеграла, и не нумер Д-503, и не молекула Единого Государства, а простой человеческий кусок — кусок ее же самой — истоптанный, раздавленный, выброшенный…»
Но Д-503 слишком явно заражен и поражен этой болезнью — слепою, фанатичной преданностью Благодетелю, законам Единого Государства. Его приводит в трепет, ужасает мысль о том, что он «не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством», что он предал Благодетеля.
И, в конце концов, излечившись от «души», предав свою любовь, рассказав Благодетелю «о врагах счастья», Д-503 вновь становится тем, кем был — жалким гвоздиком в огромнейшей государственной бездушной машине.
Другие сочинения по этому произведению
"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману