Мы
Евгений Иванович Замятин
«Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы»»
Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий. Это самое значительное произведение Евгения Замятина. Оно написано в 1920—1921 годах и представляет собой записную книжку-рукопись человека будущего. Здесь все являются «нумерами», потому что в том далеком и счастливом мире окончательно стерлись все ненужные, отягчающие человеческую душу границы. А имя, как известно, — первое, что отличает одного индивида от другого.
«Мы» — это роман-предупреждение. Жители утопии живут в произведении Замятина в двадцать шестом веке. Они настолько утратили свою индивидуальность, что даже не имеют имен, а только порядковые номера. Именно из-за своей остро социальной направленности роман был задержан в печати почти на семьдесят лет и читатели увидели его только в 80−90-х годах XX века.
Уже в первые послевоенные годы автор начал замечать тревожные изменения в жизни страны: слишком резкое и сильное ужесточение власти, разрушение культуры, и даже традиционного института семьи. В далеком-далеком будущем романа люди питаются нефтяной пищей, которая была изобретена после прекращения Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней. Выжило после этого всего два процента населения, которое было объединено в Единое Государство. И теперь главное выступление этого мира — против еще одного вселенского зла — Любви.
Люди живут в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения!), что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа» (униформа). Все питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. В положенный перерыв им позволено на час (известный как «сексуальный час») опустить шторы своих стеклянных жилищ.
Брак здесь, конечно, упразднен, но сексуальная жизнь не представляется вовсе уж беспорядочной. Для любовных утех каждый имеет нечто вроде чековой книжки с розовыми билетами, и партнер, с которым проведен один из назначенных сексчасов, подписывает корешок талона.
Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы.
Записи для потомков ведет инженер под именем Д-503. Именно он рассказывает об устройстве государства, о культуре, взаимоотношениях. Его мировоззрение меняется под влиянием знакомства и любви к революционерке I-330.
Эксперименты в Государстве проводятся надо всем, и даже над природой — в городе, где происходит действие романа, мы не слышим голосов птиц, шума деревьев, не видно даже солнца. Только за Стеной живут люди, которые ушли в леса после Двухсотлетней войны. Но они далеки от технического прогресса, и потому находятся на низшей стадии развития. Писатель же выступает за существование гармоничного человека, а те, что живут по обе стороны Стены? — это крайности.
Идейный смысл произведения раскрывается в сцене восстания членов революционной организации «Мефи» и ее сторонников. Стена взорвана. И тогда сразу же раздаются птичьи трели, что становится знамением новой жизни в городе. Но восстание в романе разгромлено, и город опять отделен от внешнего мира. Единое Государство вновь воздвигло стену, навсегда отрезавшую людей от свободной жизни.
Несмотря на это, конец романа не безнадежен: за Стену, к «лесным» людям, удалось уйти «противозаконной матери» О-90. Родившийся в естественном Мире ее ребенок от Д-503, по замыслу Замятина, должен стать одним из первых совершенных людей, в котором соединятся две распавшиеся половины.
Роман «Мы» является не только предупреждением грядущего тоталитаризма, но и предостережением людей от возможной власти техники, прогресса, вещей. Замятин издалека заприметил нашествие западной культуры, где материальное давно уже преобладало над духовным.
Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного.
Но в большей степени, безусловно, Е. Замятина тревожила не будущая власть вещей и машин над людьми, а уже в те дни наступавшая на человека власть тоталитарного государства. Он понимал, что она более реальная и более опасная угроза человеческому будущему. И главный смысл его предостережения направлен именно против любой формы диктатуры. Машины, мир вещей в его антиутопии лишь орудие для Единого Государства. Замятин представлял, что сами по себе они не несут опасности: важно, чему они служат.
Другие сочинения по этому произведению
"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману