Преступление и наказание
Фёдор Михайлович Достоевский
«Юридическое и нравственно-философское наказание (с ориентацией на роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)»
В одном из философских отступлений романа «Воскресенье»
Таким образом, Толстой утверждает, что не зная обстоятельств дела, нельзя выносить приговор, поэтому считает, что суд присяжных — одно из великих достижений человечества.
Представим, что мы входим в комиссию присяжных, и перед нами разбирается дело об убийстве старухи-проценщицы и её сестры. В убийстве обвиняется Родион Раскольников. Но нужно заметить, что это дело не обычное — адвокатом выступает автор романа «Преступление и наказание»
Необходимо отметить, что весь роман Достоевского являет, по-сути, разбирательство дела Раскольникова. Начинается действие с обстоятельств, приведших к совершению преступления, затем — описание самого убийства, после совершения которого, рассказывается о том, как сыщик Порфирий Петрович раскрывает дело старухи-проценщицы и выходит на след Раскольникова. Самый конец романа нас пока не интересует, т. к. в нём идёт речь о последствиях описанных событий. Это, конечно же, схематичный рассказ «Преступления и наказания».
Итак…
Прокурор: «Родион Раскольников совершил зверское убийство двух беззащитных женщин — проценщицы и её сестры Лизаветы. Он убил их топором, который принёс с собой. После убийства обвиняемый ограбил дом, захватив с собой несколько ценных вещей, и скрылся с места преступления. Доказательства вины неоспоримы. И за преднамеренное двойное убийство с целью ограбления Родион Раскольников должен быть сослан на каторжные работы».
Адвокат: «Да, всё было именно так, как говорит господин прокурор. Но я прошу обратить внимание суда присяжных на обстоятельства, приведшие Родиона Раскольникова к совершению столь тяжкого преступления.
Господин прокурор утверждает, что старуха-проценщица была беззащитной и, видимо, безобидной женщиной. И таковой она конечно могла показаться, когда прогуливалась по улицам Петербурга. Но для моего подопечного эта старуха была олицетворением всего жестокого мира, который окружает бедного человека; она была символом несправедливости. И Раскольников считал, что её убийство принесёт больше пользы, чем вреда. Что после её смерти освободятся, наконец-то, души молодых людей, которые она держала у себя в залог. Ведь старуха была ростовщиком… а попасть в лапы такого рода людей — большое несчастье для любого. Так разве ж можно судить его после этого. После «умелых» действий Порфирия Петровича, доведшего обвиняемого почти до сумасшествия, Родиона скорее нужно лечить.
Таким образом, вынудило его на совершение преступления чувство справедливости (пускай и сложившееся в больном мозгу), а отнюдь не природная или беспричинная жестокость. Да и сам город сыграл здесь немаловажную роль. Этот жёлтый Петербург сделает убийцей кого угодно… «.
Но суд присяжных приговаривает Раскольникова к каторге… Мы, в какой-то мере, понимаем героя и готовы «простить» его за убийство старухи-проценщицы, но убийство Лизаветы, хотя и случайное, оправдать невозможно.
Суд приговаривает Раскольникова к каторжным работам — страшное испытание для тела. Но та душевная бездна, в которую он низверг себя сам, те угрызения совести, которые терзали его днём и ночью, чему не мало способствовал, как уже было сказано, Порфирий Петрович, принесли Родиону намного больше страданий, чем приговор суда.
Вспомним знаменитую фразу Раскольникова, произнесённую в минуты глубокого раздумия над происходящим: «Тварь я дрожащая, или право имею?» В этих словах выразилась глубина душевного страдания Родиона Романовича. Да, он долго готовил убийство; да, он был уверен в том, что на его стороне правда. Но появление в квартире старухи-проценщицы её сестры Лизаветы, существа в высшей степени безобидного, и то, что Раскольников «вынужден» был убить и её, «спутало все планы» воспалённого воображения. Если убийство старухи Родион мог внутри себя оправдать, то убийство Лизаветы нет. И именно это повергло героя в бездну душевной муки.
Раскольников, можно сказать, искупил своё преступление не каторжными работами, а наказанием, которое сам себе определил.
Таким образом, Достоевский своим романом доказал, что суд человеческий намного слабее и по силе воздействия, и по тяжести, чем суд собственной совести. А преступление и наказание закономерно равнозначны по своей губительности: во время убийства умирает и жертва, и палач.
Другие сочинения по этому произведению
Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание "Корень злых дел — в дурных мыслях". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание") "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф М Достоевского "Преступление и наказание") «Боль о человеке» в романе