Преступление и наказание
Фёдор Михайлович Достоевский
«Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир»»
Два величайших писателя —
«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа
То же самое происходит и с героями романов Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба всего, что давит жизнь, с желанием жить, жестокий поединок смерти и молодости…
Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.
В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина».
Если для Достоевского Петербург — холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город — соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург — замкнутое пространство, «тюрьма» для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербургу светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне!»
Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера, после того как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.
Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство — вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и покрытые лаком чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой). Речь аристократов, их жесты, интонации и поступки определяются «условными правилами» светского поведения. Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.
Несмотря на то что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.
Другие сочинения по этому произведению
Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание "Корень злых дел — в дурных мыслях". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание") "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф М Достоевского "Преступление и наказание") «Боль о человеке» в романе