Преступление и наказание
Фёдор Михайлович Достоевский
«Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»
Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее…
Достоевский. Преступление и наказание.
В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, ее результаты — философские, социальные и нравственные. Именно они доказывают, что теория Раскольникова является трагическим заблуждением, порождением зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» разрушительной идеи.
Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления его теории и ее влияния на героя, писатель вводит в роман систему двойников — антиподов Родиона. Самым важным, на мой взгляд, во многом «фатальным» для героя, является Аркадий Иванович Свидригайлов.
Уже при первой встрече с Раскольниковым этот крайне циничный человек, на счету которого множество преступлений, заявляет, что они с Родионом «одного поля ягоды». И действительно, при внимательном прочтении, мы можем обнаружить между героями и их жизненными философиями немало общего. Так, оба они считают, что имеют право на преступление — как против общественных, так и против нравственных законов. Свидригайлов отравил свою жену Марфу Петровну, довел до самоубийства слугу Филиппа, жестоко оскорбил тринадцатилетнюю девочку. Раскольников же убил старуху-процентщицу и ее слабоумную беременную сестру.
Объединяет этих героев и сложность, противоречивость их натур. Совершая преступления, они, в то же время, в «минуты прозрения», пытаются уменьшить количество причиненного ими зла, совершая добрые поступки. Так, Аркадий Иванович вообще совершает больше добрых дел, чем все остальные герои романа. Именно он, будучи виновником бед Дуни Раскольниковой, избавляет девушку от позора и восстанавливает ее доброе имя. В Петербург этот герой приезжает для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, он же щадит ее во время их последней встречи. Помимо этого, именно Свидригайлов берет на себя устройство дел семьи Мармеладовых, именно он предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.
Родион, как мы помним, тоже стремился помочь нуждающимся. Ведь одной из причин рождения и реализации его теории было несогласие с несправедливым социальным устройством, желание облегчить участь своей семьи, помочь бедным — освободить их от старухи-кровопийцы. Больше того, Раскольников спасает девочку от приставаний взрослого мужчины, отдавая приставу свои последние деньги, участвует в судьбе семьи Мармеладовых и так далее.
Несмотря ни на что, и Свидригайлова, и Раскольникова мучает совесть. Ее голос «пробивается» к ним во снах и видениях. Вспомним, что к Аркадию Ивановичу являлись привидения загубленных им людей. Да и к Раскольникову, через его сны (об убитой лошади, смеющейся над ним старухе-процентщице) взывала его душа, протестующая против преступления героя.
Сближает Свидригайлова и Раскольникова и их отчаянье, разочарование в жизни, потеря смысла существования. Именно поэтому оба они думают о самоубийстве. Однако, если Аркадий Иванович реализует эту мысль, то Раскольникова ожидает совсем другой «жизненный сценарий». С чем это связано? Почему судьбы этих, во многом похожих, героев все же различны?
Ответ кроется в оценке обоими героями преступления Раскольникова. Свидригайлов видит причину убийства в сугубо прозаическом свете: «Он ограбил, вот и вся причина». Этот герой не может понять, что главное в теории Родиона — это фактор совести. Аркадий Иванович просто не знает, что это такое — это понятие давно исчезло из перечня его жизненных ценностей. Он совершает свои преступления от скуки, он экспериментирует над другими и собственной душой, чтобы как-то развлечься на этом свете. Раскольников же пытается найти ответ на мучающие его философские вопросы об устройстве мира и человека, пытается изменить неправильное, по его мнению, социальное устройство.
Поэтому у Родина неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе, его неприятие предполагает будущее. У Свидригайлова же неприятие мира, он не «видит» будущего, отрицает его. Именно поэтому Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи.
По мнению этого героя, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Именно поэтому самоубийство — логичное завершение всей жизни этого героя.
Таким образом, автор на страницах своего романа «сводит» Раскольникова с Свидригайловым для того, чтобы показать, к чему может привести идея главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически.
И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности. Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое — свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского. И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.
Другие сочинения по этому произведению
Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание "Корень злых дел — в дурных мыслях". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание") "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф М Достоевского "Преступление и наказание") «Боль о человеке» в романе