Преступление и наказание
Фёдор Михайлович Достоевский
«Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников — герои одной эпохи?»
Базаров и Раскольников — персонажи, «принадлежащие» разным писателям и разным книгам. Однако их смело можно назвать «героями одной эпохи». Оба они существуют и действуют в 60-ые годы 19 века. Несомненно, что Раскольников и Базаров порождены и принадлежат этому времени, являются его выразителями и его жертвами.
Вспомним, что 19 век — это время, когда в воздухе носились идеи грандиозных социальных и культурных перемен. Совсем недавно во Франции произошла Великая французская революция, Отечественная война 1812 года заставила русское дворянство под другим углом взглянуть на устройство своей отчизны, в 1825 году произошло восстание декабристов…
В социальном и экономическом плане дворянство — многовековой «оплот» России — стало все больше уступать свои позиции «людям из народа»: купцам, разночинцам. Давно назрела необходимость и готовилась реформа по отмене крепостного права — закон, который должен был перевернуть все российские устои, направить жизнь в абсолютно иное русло.
В этот период в головах молодых людей господствовали крайне революционные, кардинальные, во многом разрушительные, идеи. Юноши потеряли опору своего существования, утратили жизненные ориентиры. Они решили, что разрешено все — и никто не сможет их остановить. К чему это приводит, Тургенев и Достоевский показали на примерах своих героев.
Так, Базаров — выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм».
Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это — выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям — нигилистам) подвластно все — они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию — разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
Раскольников — так же, как и Базаров, разночинец и студент (правда, не окончивший курса). Он, как и герой Тургенева, человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у него и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль.
Для подтверждения своей «болезненной гипотезы» Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Родион — идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить» — доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
Раскольниковым, как и Базаровым, руководит гордыня — один из самых страшных грехов. Именно она подталкивает Родиона совершить страшное убийство, заставляет Раскольникова и Базарова манипулировать судьбами других людей.
Однако в итоге оба героя приходят к осознанию ошибочности своих идей, и это приводит их к глобальному духовному кризису. У Базарова не получается справиться с этим, и герой погибает. Раскольников же, очень медленно и мучительно, меняет жизненные ориентиры, встает на правильный путь.
Таким образом, Базаров и Раскольников — «дети» одной, «темной», эпохи, порождающей разрушение и гибель. Оба героя стали ее жертвами, однако, благодаря своему личностному потенциалу, в итоге пришли к сознанию, во многом трагическому, своих ошибок.
Другие сочинения по этому произведению
Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание "Корень злых дел — в дурных мыслях". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание") "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф М Достоевского "Преступление и наказание") «Боль о человеке» в романе