Преступление и наказание
Фёдор Михайлович Достоевский
««Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя …» (М.М.Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).»
«Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. «Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету.
Но, кроме всего прочего, это произведение — новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял «Преступление и наказание» как полифонический роман. Что это значит? В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах. В «Преступлении и наказании» о себе рассказывают сами герои. Их точки зрения на мир равнозначны. Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже. Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа. А авторская точка зрения — всего лишь одна из числа многих.
Герой Достоевского — это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В «Преступлении и наказании» основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть… на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… Второй разряд все преступают закон… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…"
Раскольников попытался смотреть на мир, на окружающих людей, попытался вести себя в соответствии со своей идеей. Но, в конце концов, жизнь все расставила по своим местам. Она доказала трагическое заблуждение героя, губительность его идеи и его мировоззрения.
К теории Раскольникова стягиваются и ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора.
Идея Сонечки, например, заключается в самопожертвовании во имя ближнего и бесконечном страдании. Сначала девушка пожертвовала собой ради семьи. Чтобы заработать на кусок хлеба, она пошла торговать своим телом. Позже Сонечка полюбила Раскольникова и жертвовала собой уже ради него. Девушка сострадает Родиону. Она готова разделить судьбу юноши и вместе с ним нести его крест. Именно Соня читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря, которая символизирует возможность воскрешения любой, даже самой мертвой, души. И именно Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Девушка едет за Раскольниковым на каторгу. Именно Сонечка Мармеладова своей любовью воскрешает Родиона к новой жизни.
Идея отца Сонечки. Семена Захаровича Мармеладова, связана с темой нищеты и унижения, в которых погибает достойный человек. Мармеладов лишился места и с тех пор начал пить. Он рассказал Раскольникову, что пропил все вещи своей второй жены, Катерины Ивановны. Мармеладов сознавал свою ничтожность и глубоко раскаивался во всех грехах. Но, в то же время, он не имел сил что-то изменить. В конце концов этот герой погибает, пьяным попав под копыта лошадей.
Аркадий Иванович Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Если Родион еще только пытается решить, свободен ли он от нравственного закона, то Свидригайлов уже давно находится по ту сторону зла. Это циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены и другие «подвиги».
Осознание собственной свободы не приносит герою радости. Он испытывает мировую скуку. По ночам герою являются привидения загубленных им душ. Неразличимость добра и зла обессмысливает жизнь Свидригайлова. Глубоко в душе он осуждает себя, чувствует себя виноватым. Недаром вечность, которой он достоин, представляется герою в образе закоптелой баньки с пауками.
Аркадий Иванович совершает и хорошие поступки: он помогает устроить детей Мармеладова, заботится о маленькой девочке в гостинице. Но душа его мертва. В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.
Чопорный и высокомерный Лужин, выбившись из ничтожества, больше всего в жизни ценит деньги. Кроме них, у этого человека нет никаких ценностей. Он не брезгует ничем ради достижения своих целей. Лужин — олицетворение удачливого хищника-дельца, сметающего все на своем пути.
Порфирий Петрович — и враг, и невольный союзник Раскольникова. Это очень умный и образованный человек. Он прирожденный сыщик. Порфирию Петровичу доставляет удовольствие «охота» на преступника. Но, в то же время, герой не лишен сострадания, сочувствия, понимания. Он предлагает Раскольникову самому признаться в убийстве, чтобы облегчить наказание. Порфирий Петрович уважает Родиона как сильную личность, способную «заглянуть за край».
В романе Достоевского «Преступление и наказание» равно сосуществуют голоса всех героев, открыто высказывая свою «идею»: точку зрения на мир и самого себя. Это происходит потому, что, прежде всего, Достоевский интересуется именно человеком с его внутренним миром, духовной жизнью, психологией. Писатель стремится понять своих героев, их точку зрения, а через это понять и мир, Вселенную, Бога…
Другие сочинения по этому произведению
Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание "Корень злых дел — в дурных мыслях". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание") "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф М Достоевского "Преступление и наказание") «Боль о человеке» в романе