Реквием

Анна Ахматова


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
73 сочинения

«Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием»»

Сочинение

Цель: Познакомить учащихся с особенностями послеоктябрьского творчества А. А. Ахматовой; показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта; развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся. Оборудование: Портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст поэмы «реквием».

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся выразительно читают стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «реквием», о её жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения.

Форма проведения: Урок-диалог.

Организационный Этап

Актуализация Опорных Знаний

Беседа

♦ Каков был круг интересов молодой А. А. Ахматовой? расскажите о происхождении её литературного псевдонима.

♦ Когда состоялся поэтический дебют А. А. Ахматовой?

♦ Какие лирические сборники были выпущены поэтессой до революции? Как они были приняты читателями?

♦ Каково ваше впечатление от стихотворений А. А. Ахматовой?

III. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. «Есть три эпохи у воспоминаний»,— сказала однажды А. А. Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, её долгая и драматичная творческая судьба тоже располагается примерно в трёх различных биографических периодах.

Один из них, молодой, начальный, отмеченный сборниками «Вечер», «чётки» и «Белая стая»,— дореволюционный; основные художественные принципы, свойственные А. А. Ахматовой, сложились именно в те далекие годы, столь знаменательно и тогда ещё совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно к классике, к а. С. Пушкину, м. Ю. лермонтову, Ф. И. тютчеву, повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе — поверх акмеизма и через иссыхавший уже символизм.

Второй период несравненно более протяжённый во времени: если литературная деятельность А. А. Ахматовой до революции охва тывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции и примерно до начала 1930-х гг. она переживала внутренне замкнутый и невидный для читателя творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия её тогдашними официальными правительственными и литературными кругами. В 1930-е гг., отмеченные, как мы увидим, исключительной напряжённостью творчества, она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира.

IV. Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

— А. А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — её лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в её творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к родине. А. А. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

И сердцем выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Заслушивание сообщений учащихся «октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой»

Работа над идейно-художественным содержанием стихотворений «рыбак» и «Смятение»

1) Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися наизусть

2) Постановка и решение проблемных вопросов

♦ Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в стихотворениях?

♦ Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении «рыбак»?

♦ Каков облик возлюбленного в «Смятении»?

♦ К кому могли быть обращены эти стихи, открывающие поэтический сборник А. А. Ахматовой?

4. исследовательская работа (в парах)

Комментарий. Учителю рекомендуется обратить внимание

Учащихся на любовную лирику послеоктябрьского периода в целом, определить, изменился ли её характер, стала ли она глубже, какие новые мотивы наметились в любовной поэзии А. А. Ахматовой.

5. Презентация результатов исследовательской работы в парах

Обобщение учител я

Завершил раннее творчество поэтессы сборник «Anno Domini» (1921). Позади осталась короткая, но бурная эпоха, полная социальных потрясений,— время революции и Гражданской войны, неизбежные расставания, потери и жертвы. Бури и накал событий отразились и в лирике анны ахматовой: в её стихах явственно слышится воздействие времени, поэтесса жадно вглядывается в окружающий её, рождённый революцией новый мир, пытается определить в нём своё место. Для её первых послеоктябрьских стихов характерны полнота восприятия жизни, своеобразная открытость, исповедальная искренность. Поэтесса живёт контрастами времени, которые отразились в таких её стихах, как «Всё расхищено, предано, продано…», «мне голос был. Он звал утешно…» и другие.

В любовных стихах поэтессы мы видим противоположность характеров лирических героев. Их поединок, лирическое пространство полнится тяжёлыми предчувствиями, беспокойством, тревогой, неуверенностью и сумятицей, в стихах нарастает чувство трагизма. Становятся более резкими переходы от чувства к чувству, появляются сочетания с противоположными значениями: «гранитный город славы и беды», «чёрная нежная весть», «для безумных и светлых нас», «безмолвная песня, музыка нема» и так далее.

Изменился масштаб судьбы лирической героини. Поэтесса чувствует потребность выйти за рамки непосредственно пережитого. А. А. Ахматова уже не в такой мере, как раньше, описывает фон, на котором разворачиваются происходящие события, меньше опирается на достоверность деталей. Ход авторской мысли углубляется, поэтесса с высокой степенью достоверности описывает жизнь человеческой души.

6. Заслушивание сообщений учащихся «ахматова и эмиграция», «Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.»

7. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения «мне голос был. он звал утешно…»

1) Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся наизусть стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»

2) Слово учителя

— Стихотворение «мне голос был. Он звал утешно» было написано в 1917 г. Это произведение вошло в сборник стихов «Белая гвардия», в котором личные переживания Анны Андреевны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит «одическая, пророчески-возвышенная» манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период лирика А. А. Ахматовой насыщается цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль А. А. Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим — о невозможности оставить родину в дни испытаний. В стихотворении «мне голос был. Он звал утешно…» анна ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и т. д. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в. Но ведь это произведение не было одиноким! через пять лет, в 1922 г., анна ахматова пишет примечательное стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час;

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Восприятие А. А. Ахматовой в среде эмиграции было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась

Представительницей утончённого дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов, свидетельницей и участницей пряной предсмертной эпохи, нашедшей в её лирике своё высокое словесное выражение:

Да, я любила их, те сборища ночные,—

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над чёрным кофеём пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжёлый, зимний жар.

Весёлость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Да, я любила их, те сборища ночные…

Итак, продолжим разговор о периодах жизни А. А. Ахматовой. В дневниковых записях А. А. Ахматова писала: «После моих вечеров в москве (весна 1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском м. Шагинян. Она сказала: “Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать”».

3) Аналитическая беседа

### Какие строки подчёркивают стойкость лирической героини, её решимость остаться навсегда с россией? Прочтите их выразительно.

### Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?

### Как сейчас, в изменившихся политических условиях, мы воспринимаем идею этого стихотворения?

### Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.

8. Заслушивание сообщений учащихся «личная драма поэтессы»

9. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «реквием»

1) Слово учителя

— Основой поэмы стала личная трагедия а. ахматовой: её сын лев Гумилёв был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета лГУ, арестовали в 1935 г. тогда его удалось скоро вызволить: анна андреевна написала письмо И. В. Сталину. Во второй раз лев был арестован в 1938 г. и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет.

В третий раз льва арестовали в 1949 г., приговорили к расстрелу, который затем заменили ссылкой. Вину его не смогли доказать, и впоследствии его реабилитировали. Сама А. А. Ахматова аресты 1935 и 1938 гг. рассматривала как месть властей за то, что лев был сыном Н. С. Гумилёва. арест 1949 г., по мнению А. А. Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.

Однако было бы неверным сводить содержание поэмы «реквием» только к семейной трагедии. «реквием» — это воплощение народного горя, народной трагедии, это крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время,

…когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих

Ленинград…

Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает Эпиграф, Вместо Предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых называются «Приговор», «К смерти», «распятие») и Эпилог (состоящий из трёх частей).

Почти весь «реквием» был написан в 1935–1940 гг., раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 гг. Долгое время произведение существовало только в памяти А. А. Ахматовой и её друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта. Поначалу «реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

Реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

2) Аналитическая беседа

### Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это… описать». Какие строчки из части «Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

### Какой факт из биографии А. А. Ахматовой был положен в основу поэмы?

♦ Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

♦ В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А. А. Ахматова включила цитату из Пушкина?

♦ Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»?

♦ Итак, кому же посвящается поэма? (Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

♦ Какая родина изображена у А. А. Ахматовой?

♦ Какие приметы времени изобразила А. А. Ахматова?

♦ Какое событие описано в гл. I? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

♦ Почему А. А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой жёнки? что вы помните о стрельцах?

♦ Как меняется масштаб событий в гл. II? чем напоминает эта главка старинную русскую песню-плач?

♦ Как образно обрисовано в гл. IV, V, VI горе матери? Какой видится А. А. Ахматовой её прошлая жизнь?

♦ Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном в гл. VII-IX, начиная с фразы: «Когда я читаю главы VII-IX “реквием”».

♦ Прочтите название гл. X. С чем оно связано? Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. А. Ахматова?

♦ Какие строчки «Эпилога» подчёркивают общность человеческих трагедий в те годы репрессий?

♦ Какое завещание оставила поэтесса потомкам?

♦ а теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 г. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

Обобщающее слово учителя

Поэма А. А. Ахматовой «реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «реквием» не могла.

Это действительно память, потому что жива остаётся только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать

Снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

VI. Домашнее Задание

Прочитать «Поэму без героя» и подготовить выразительное чтение: второе и третье «Посвящения»; из ч. 2 «Девятьсот тринадцатый год» начало гл. 1, прозаическое вступление к гл. 2 и стихи центральной её части, заключительные строки гл. 3 и 4; гл. 12-16 ч. 2 «решка»; стихи центральной части «Эпилога».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщения (3 учащихся): «Война в судьбе и поэзии анны ахматовой», «творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие» и «Конец творческого пути. Итоги жизни».

Другие сочинения по этому произведению


И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» Своеобразие композиции поэмы Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием» Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Преодоление безумия в «Реквиеме» Анны Ахматовой «Реквием» — голос времени и народа Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием» Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» отражение в ней личной трагедии и народного горя Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания и анализ поэмы "Реквием" Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием» Размышления над поэмой А Ахматовой «Реквием» О восприятии поэмы «Реквием» Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности в поэме А. Ахматовой «Реквием» Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием» Отражение трагедии личности семьи и народа в поэме Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы Ахматовой «Реквием» «Звезды смерти стояли над нами» (По поэме А. Ахматовой «Реквием») «И я молюсь не о себе одной» (поэма Анны Ахматовой «Реквием») Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием» Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием» Поэма " Реквием " Анны Ахматовой как выражение народного горя Художественная идея в поэме Поэма А.Ахматовой «Реквием» «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение Проблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»