Реквием

Анна Ахматова


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
73 сочинения

«Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»»

Сочинение

Свою поэтическую и человеческую миссию А. А. Ахматова в поэме «Реквием» видит в том, чтобы донести скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она становится «голо-сом людей» в годы тотального и вынужденного молчания всех:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

Само название поэмы «Реквием» настраивает на торжественно-траурный лад, оно связы-вается со смертью, молчанием, которое происходит от непомерности страдания и скорби.

В сюжете поэмы отразились трагические события жизни Ахматовой, связанные с первым арестом её сына. Здесь просматривается три связанных между собой плана: реальный, евангельский и обобщенно-символический. Поэма посвящена тем, кто «в страшные годы ежовщины» был рядом с лирической героиней в тюремных очередях, в оцепенении, смер-тельной тоске. Вместе с народом автор и её героиня прошли все круги ада:

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Поэма стала и прощальным приветом, и ответом на обещание описать «это», и криком обездоленной женщины. В ней соединилось стремление засвидетельствовать правду вре-мени, выразить своё и общее горе с попыткой разглядеть вечный, исторический смысл со-бытий. Лирическая сторона поэмы включает и глубоко пережитое, автобиографическое, и увиденное в нём вечное, объединяющее героиню со «стрелецкими женами», современни-ками декабристов и всеми «обезумевшими от мук», осужденными, безвинными страдаль-цами.

Тема смерти в поэме обуславливает тему безумия. Само безумие выступает здесь как по-следний предел глубочайшего отчаяния и горя, когда лирическая героиня как бы отстра-няется от себя.

Лирическое и эпическое в поэме слиты благодаря центральному образу:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Автор отстаивает право повествовать о народной трагедии от первого лица как её участ-ница, «мать» и, в то же время, поэт. Когда «безумие крылом» задевает героиню, и ей оста-ется «ждать» только простой и чудной смерти, поэт продолжает «молиться» не о себе од-ной и, выполняя свой долг, писать обо всех. Единение с народом имеет для автора глубо-кий религиозный смысл, что проясняет евангельская аналогия. Отвергая защиту «чуждых крыл», преодолевая дьявольское искушение, героиня ради спасения души приносит в жертву самое дорогое в земном мире. Она не исключение, «осатанелые годы» потребовали таких жертв от многих, от всего народа, чей крик сливается со «слезою горячей» главной героини.

«Горе» проникает в город великой культуры, в страну Пушкина. Этот образ формируется как антитеза жизни. Горе убивает людей («Там встречались, мертвых бездыханней…»), весь мир («Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…»). Это картина страш-ного, безысходного ада, в который ввергла мир воля человека, лишившего людей свобо-ды.

У Ахматовой основное внимание обращается на раскрытие психологического состояния героев. Только о том, что чувствует «Мать», автор не может, не смеет рассказать. На неё «так никто взглянуть и не посмел». Её молчание скрывает переживание, к которому гото-вило всё повествование поэмы. В этом образе слились временное и вечное, будничность и высокая трагедия. Развитие сюжета поэмы завершилось гармоническим утверждением си-лы духа, дающей надежду на Воскресение.

Безжалостная власть пытается превратить человека в обезличенное, покорное, запуганное существо. Но это знание героини не уничтожило её веру в человека, напротив, она чувст-вует в себе силу думать и молиться «не о себе одной», а обо всех, кто был с ней в этих ис-пытаниях:

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас…

Мотив воспоминания в эпилоге поэмы разнопланов. Это и поминальная молитва, и па-мятник поэту, и память о страшных событиях.

В финале поэмы звуки смолкают, все снова погружается в тишину, страшное прошлое скрывается за пеленой струящегося подтаявшего снега.

Евангельская линия в поэме завершается утверждением высшего, религиозного смысла страдания как искупления, спасения души. В соединении с конкретикой изображения ста-линских репрессий создается достоверная, реалистическая картина, проникнутая возвы-шенно-трагическим пафосом, характеризующим авторское отношение к происходящему.

Поэма «Реквием» — памятник эпохи, среди героев которой и её автор. Героиня Ахматовой, вглядываясь в будущее, видит очень конкретную, ощутимую картину, являющуюся про-должением той реальности, которая воспроизведена в поэме. Народ для Ахматовой не только обобщенное понятие, но и совокупность неповторимых индивидуальных судеб. «Реквием» — памятник их силе духа, времени испытаний, ставший главным в её собствен-ной судьбе. История России растворена во всем внешнем и внутреннем, во всем, что со-ставляет жизнь и судьбу современности.

Другие сочинения по этому произведению


И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» Своеобразие композиции поэмы Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием» Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием» Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием» Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Преодоление безумия в «Реквиеме» Анны Ахматовой «Реквием» — голос времени и народа Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием» Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» отражение в ней личной трагедии и народного горя Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания и анализ поэмы "Реквием" Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием» Размышления над поэмой А Ахматовой «Реквием» О восприятии поэмы «Реквием» Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности в поэме А. Ахматовой «Реквием» Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием» Отражение трагедии личности семьи и народа в поэме Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы Ахматовой «Реквием» «Звезды смерти стояли над нами» (По поэме А. Ахматовой «Реквием») «И я молюсь не о себе одной» (поэма Анны Ахматовой «Реквием») Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием» Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием» Поэма " Реквием " Анны Ахматовой как выражение народного горя Художественная идея в поэме Поэма А.Ахматовой «Реквием» «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение Проблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»