«Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием»»
Сочинение
Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись «врагами народа», исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных «врагов народа» отворачивались. Не прошла эта горькая чаша и семью Анны Ахматовой. Еще в 1920 г. был расстрелян большевиками ее первый муж Н. Гумилев, известный русский поэт, в прошлом офицер царской армии. 1935 г. за «нетрадиционную» деятельность были арестованные ее сын Лев Гумилев и второй муж; М. Пунин. После письма Ахматовой к Сталину их освободили. Тем не менее 1939 г. Льва Гумилева арестовали вторично.
Приговор - десять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова пережила длинные года отчаяния и страха. И таких людей были миллионы. Поэтому поэма о пережитых страданиях, которую Ахматова пообещала написать одной из таких измученных женщин «с голубыми губами», является голосом целого народа. Изображая всенародную трагедию, Ахматова персонифицирует образ народа в образах матери и сына. Насильнический разрыв между ними приводит к нарушению гармонии - основы основ. Боль раненной матери не уравнять ни с чем, и только через ее скорбь можно вообразить большую трагедию той эпохи.
* Приговор… И сразу слезы хлынут,
* Вот от всех уже отделена,
* Словно с болью жизнь из сердца вынут,
* Словно грубо навзничь опрокинут,
* Но идет… Шатается… Одна.
Горе матери настолько безграничное, что она смотрит на него словно отстраненно, ей не верится, что она сможет все выдержать. И польется над закованной страхом горя страной вопль души матери:
* Семнадцать месяцев кричу,
* Зову тебя домой,
* Бросалась в ноги палачу,
* Ты сын и ужас мой.
Жизнь матери без сына теряет свой смысл, наверное, легче было бы умереть, не терпеть такое горе. И она находит в себе мужество идти этим крестным путем, как когда-то Богоматерь сопровождала своего сына в его страданиях. Через это органически вплетается в поэму раздел о смертной казни Иисуса Христоса:
* Магдалина билась и рыдала,
* Ученик любимый каменел,
* А туда, где молча Мать стояла,
* Так никто взглянуть и не посмел.
Когда распяли Иисуса, то даже те, кто кричали: «Распни его, распни», не могли взглянуть на Мать, так как ее страдание - это более всего бедствие на земле.
Страх потерять сына делает счастливые, теплые материнские лица застывшими, скорбными. Героиня поэмы собственными глазами видела,
* …как опадают волосы,
* Как из-под век проглядывает страх,
* Как клинописи жесткие страшны
* Страдание выводят на шоках,
* Как локоны из пепельных и черных
* Серебряными делаются вдруг…
Поминая всех умерших в эпилоге поэмы, автор концентрирует внимание на оскорблении матери как обобщенном образе всех женщин. Они разные извне, за характером, за силой воли, но всех их соединило одно горе, постигла одна судьба. В каждой из них Ахматова находить что-то свое, а в себе - каждую из них:
* Для них соткала я широкий покров
* Из бедных, у них же подслушанных слов,
* О них вспоминаю всегда и везде,
* О них не забуду и в новой беде…
Правдивое произведение Анны Ахматовой о жизни советского народа в 30-те года XX ст. смогло выйти из печати на ее родине лишь 1988 г., когда прошло уже много лет после смерти автора поэмы. «Реквием», написанный в 1935- 1940-х гг., жил необыкновенной жизнью - лишь в сердцах и в памяти людей, которым поэт тайно, шепотом доверил «слово» правды о смертной эпохе и про живую человеческую душу, которую нельзя убить.
Другие сочинения по этому произведению
И безвинная корчилась Русь...
А. А. Ахматова. «Реквием»
Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»
Анна Ахматова. «Реквием»
Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием»
Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием»
Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?
Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?
Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского)
Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»?
Поэма "Реквием"
Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя
Поэма А. Ахматовой «Реквием»
Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием»
Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века
Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием")
Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти"
Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой
«Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием»)
Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием»
Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой
Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ"
Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский)
«Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием»)
Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием"
Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием»
Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием»
Тема реквиема в творчестве Ахматовой
Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский)
"Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием)
Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой
Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя
Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием»
Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Своеобразие композиции поэмы
Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием»
Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием»
Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Преодоление безумия в «Реквиеме» Анны Ахматовой
«Реквием» — голос времени и народа
Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием»
Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» отражение в ней личной трагедии и народного горя
Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием»
Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»
История создания и анализ поэмы "Реквием"
Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием»
Размышления над поэмой А Ахматовой «Реквием»
О восприятии поэмы «Реквием»
Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»
История создания поэмы «Реквием»
Отображение трагедии личности в поэме А. Ахматовой «Реквием»
Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием»
Отражение трагедии личности семьи и народа в поэме Ахматовой «Реквием»
Особенности жанра поэмы Ахматовой «Реквием»
«Звезды смерти стояли над нами» (По поэме А. Ахматовой «Реквием»)
«И я молюсь не о себе одной» (поэма Анны Ахматовой «Реквием»)
Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием»
Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»
Поэма " Реквием " Анны Ахматовой как выражение народного горя
Художественная идея в поэме
Поэма А.Ахматовой «Реквием»
«Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение
Проблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»