Реквием

Анна Ахматова


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
73 сочинения

«Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?»

Сочинение

Анна Андреевна Ахматова — это Поэт, причем Поэт именно с большой буквы. Поэтессой можно назвать любую женщину, умеющую достаточно талантливо слагать стихи, а вот для звания Поэта необходимо нечто большее, чем просто талант стихосложения. Поэт — тот, кто сквозь призму своей собственной жизни, своих чувств, радостей и трагедий может рассмотреть, почувствовать и точно передать состояние и настроение общества, современного ему.

Такова Ахматова, жизнь которой отмечена «талантом несчастливости», бесконечными трагедиями, но, вместе с тем, необычайными душевными и физическими силами, позволившими ей стать «голосом народа» в тяжелые для него времена.

Памятником «страшных лет ежовщины», в течение которых Ахматова провела «семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», стала поэма «Реквием», написанная в 1935—1940 годах. Это произведение посвящено «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, в которой триста часов отстояла сама поэтесса вместе с теми, кто

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались мертвых бездыханней…

Название поэмы говорит само за себя. Реквием — заупокойное католическое богослужение, музыкальное произведение траурного характера. Трагическая тема звучит в каждой строчке поэмы и отзывается, как погребальный звон, в сердце читателя.

Перед нами предстает образ матери, стоящей под Крестами «трехсотой, с передачею», который постепенно из образа земной женщины перевоплощается в образ вечный — Богородицы, Марии.

Четыре части поэмы: «Вступление», «Приговор», «К смерти», «Распятие» — перекликаются с библейским сюжетом казни Христа. На первый план выходит образ страдающей матери, изначально земной женщины, у которой Кресты отняли сына:

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла…

Трагедия эта — продолжение страданий героини, так как не только «сын в тюрьме», но и «муж в могиле». Этот момент в повествовании автобиографичен, именно потому, возможно, Ахматовой, не побоявшейся раскрыть свою личную трагедию, удалось стать «голосом народа».

Страдание героини развивается в поэме с повышением уровня эмоциональности. Во «Вступлении» слышны только интонации безысходности, равнодушие к жизни в голосе той женщины, которую переживания сделали больной и одинокой, похожей на «тень». Только в пятой части «Вступления» появляется мотив смятения, душевной и физической дисгармонии героини, «кидающейся в ноги палачу», чтобы выпросить пощаду для сына:

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек

И долго ль казни ждать.

В следующей части поэмы — «Приговор» — мотив неизбежности, обреченности на страдание помогает раскрыть образ матери, несмотря ни на что желающей «снова научиться жить». Впечатляют невероятные душевные силы женщины-матери, отдающей своего сына, как «агнца на закате»:

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

Но, несмотря на внутреннюю стойкость, героиня Ахматовой дает понять, что она — живой человек, у которого может просто не хватить сил идти дальше по дороге скорби. Об этом свидетельствует следующая часть поэмы под названием «К смерти». Обращаясь к ней, героиня говорит:

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?

Я жду тебя, мне очень трудно.

Эти строки указывают на глубину страданий героини, у которой «уже безумие крылом души покрыло половину». Ее состояние подобно агонии, сопровождающейся «уже как бы чужим бредом», воплотившем в себе «окаменелое страданье» сына и «слова последних утешений». Эта эмоциональная агония земной женщины в части «Распятие» сменяется молчанием матери, Марии, в сторону которой «так никто взглянуть и не посмел», когда умер Иисус Христос. Образ земной переходит в образ обожествленный, а это значит, что Ахматова назначение матери превозносила очень высоко.

Такова личная трагедия в поэме. Но Поэт, остро переживая боль всей страны, не ограничивается только этим содержанием. Личное для нее — это всего лишь один пример всеобщего народного страдания. Об этом она напишет в «Посвящении» и в «Эпилоге».

Поэма начинается с описания общей трагедии, «горя», перед которым «гнутся горы». И здесь голос поэта сливается с голосом народа:

Для кого-то нежится закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

«Эпилог» является своеобразным обобщением жизненных трагедий как одного персонажа, так и всех тех, кто переживал вместе с ним. Поэтесса всех их «видит» и «слышит»:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой!"

Все эти образы неотделимы от образа матери, созданного Ахматовой в основной части поэмы. Всем им она воздвигает памятник, давая согласие на воздвижение в будущем памятника самой себе. Памятник этот, по велению Ахматовой, будет находиться

…Здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Таким образом, трагическая тема в поэме «Реквием» достигает апогея. Ахматовой удалось возвысить личные переживания простой женщины-матери до уровня общественных, «передав несколькими штрихами, от точности которых сжимается сердце», народную трагедию тех лет. Благодаря этому поэму можно с уверенностью назвать художественно обработанным историческим фактом, который был, есть и будет памятником самой поэтессе, ее эпохе и современникам.

Другие сочинения по этому произведению


И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» Своеобразие композиции поэмы Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием» Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием» Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием» Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Преодоление безумия в «Реквиеме» Анны Ахматовой «Реквием» — голос времени и народа Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием» Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» отражение в ней личной трагедии и народного горя Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания и анализ поэмы "Реквием" Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием» Размышления над поэмой А Ахматовой «Реквием» О восприятии поэмы «Реквием» Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности в поэме А. Ахматовой «Реквием» Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием» Отражение трагедии личности семьи и народа в поэме Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы Ахматовой «Реквием» «Звезды смерти стояли над нами» (По поэме А. Ахматовой «Реквием») «И я молюсь не о себе одной» (поэма Анны Ахматовой «Реквием») Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием» Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием» Поэма " Реквием " Анны Ахматовой как выражение народного горя Художественная идея в поэме Поэма А.Ахматовой «Реквием» «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение Проблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»