Белая гвардия

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
103 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Изображение эпохи в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»»

Сочинение

1. Смысл эпиграфов к роману.
2. Зловещая атмосфера произведения.
3. Размышления героев о жизни и смерти.
4. Величие героев романа.

У каждой исторической эпохи свое собственное понятие о величии.
М. Хайдеггер

Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» был создан в 1925 году. Это произведение не может оставить равнодушным читателей, потому что в нем на редкость правдоподобно изображена эпоха, в которой довелось жить самому писателю. Огромный интерес представляют эпиграфы к роману. Они отнюдь не случайны.

Первый эпиграф — это отрывок из повести Пушкина «Капитанская дочка»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» О чем нам говорит этот эпиграф? Еще не начав свое повествование, Булгаков хочет предупредить читателя, что речь пойдет о чем-то страшном. Природное явление, о котором упоминается в эпиграфе, не может не повлиять на жизнь людей. Не позавидуешь путнику, которого застал буран. Но есть события ещё более страшные и непредсказуемые. Это социальные катаклизмы, например война или революция. Судьбы людей изменятся в одночасье. И никто не сможет даже предположить, что ждет их в дальнейшем. Второй эпиграф к роману заставляет читателя задуматься: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Здесь затронут мотив Апокалипсиса. Речь идет о Страшном суде. Булгаков проводит параллель между революцией и Апокалипсисом. С ним нельзя не согласиться. Революция вполне может восприниматься как начало конца света.

Первая фраза романа создает не менее зловещую атмосферу. Она сама по себе уже является превосходной, яркой и образной характеристикой эпохи: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Начало новой эпохи не принесло ничего, кроме трагичных и страшных изменений.

Теряется смысл всего, что было дорого людям. Ценности былой эпохи утрачивают свое значение. Мы видим это на примере семьи Турбиных. Они живут в прекрасном доме, который сам по себе воспринимается как символ уюта. Турбины находятся в окружении тех чудесных предметов, которые были им дороги с самого детства. Но увы, кровавая действительность, подступает все ближе и ближе. И Турбины не в силах отстоять, защитить все, что им так дорого. Сами герои романа понимают, что прошлое уходит безвозвратно. И практически полностью погружаются в мир собственного дома, пытаясь за его стенами найти хоть временное отдохновение оттого, что творится вокруг.

В романе есть символ города. Действие происходит в Киеве, в Украине. Но внимательное прочтение произведения позволяет нам понять, что город не имеет каких-то национальных или географических характеристик. Это скорее собирательный образ города. Ведь события, о которых мы узнаем из романа, происходили в самых разных населенных пунктах.

Все жители города устали от трагедий войны. Разрушена мирная, спокойная и счастливая жизнь. Мышлаевский негативно отзывается о Петлюре, гетмане, немцах. Он ругает и простой народ, язвительно называя мужиков святыми землепашцами. На самом деле народ стал агрессивной, озлобленной силой. И значительная часть населения прониклась к простому народу ненавистью. Люди озлоблены, в обществе царит жестокость. Булгаков говорит о символах новой эпохи. Пятиконечная звезда — красный Марс — олицетворяет гибель, произвол, агрессию.

Гибнут и офицеры, и мирные жители. Никто не может чувствовать себя в безопасности, У жены господина Фельдмана ночью рожает жена. И господин Фельдман отправился за повивальной бабкой в неурочный час. Петлюровцы его убивают. Высшие круги белой гвардии ведут себя на редкость непорядочно. Тальберг предает Елену и свою родину, спасается за границей. Действия Шполянского также привели к тому, что захват города стал возможен/ Ведь вышли из строя броневики. Гетман бежал. Все это свидетельствует о внутренней слабости высших кругов. Но почему они стали такими? Ведь для них не должны быть пустым звуком понятия о чести и совести. Но, увы. Мы можем лишь предположить, какие именно мотивы движут ими. Совершенно иными предстают простые офицеры в лице Мышлаевского, Най-Турса. Они благородны, готовы пожертвовать жизнью ради чести. До последней капли крови простые офицеры стремятся защищать родину. Об этом, в частности, свидетельствует эпизод, когда Мышлаевский и еще несколько офицеров ночью, без подкрепления, стояли на боевом посту. Най-Турс вступает в неравный бой с петлюровцами, что свидетельствует о героическом поступке. Эти люди с готовностью жертвуют жизнью. Их величие несомненно. В романе мы видим, что Бог защищает белых офицеров. Булгаков с присущей ему иронией рисует фантастическую картину — изображает Божие царство. Туда приходят погибшие, и их встречает апостол Петр. Среди погибших есть полковник Най-Турс, вахмистр Нилин, а также много разных людей. Господь Бог говорит: «Все вы у меня одинаковые — в поле браниубиенные».

У Булгакова свое особое видение гражданской войны. Так еще никто не изображал эпоху того времени. И особое значение приобретают слова автора: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто». Булгаков говорит, насколько страшной была кровавая бойня. И человеческие страдания не имеют оправдания. Потери оказались невосполнимыми. Социальные катастрофы приводят к тому, что навсегда в прошлое уходят культурные и духовные ценности — дом, уют, тесная связь семейных уз, покой, мир, счастье... В романе Булгаков выступает в защиту этого. Не случайно он так подробно описывает детали дома Турбиных — книги, мебель, сувениры, рояль, абажур, кремовые шторы. Это не просто предметы. Они имеют гораздо более важное значение, они противостоят кровавым символам новой эпохи.

Герои Булгакова размышляют на тему жизни и смерти, задумываются о том, каким чудовищным преступлением является убийство. Они считают, что нужно обустраивать нормальную человеческую жизнь, а не поливать землю кровью. Образованные и умные люди — интеллигенция — чувствует собственную ответственность за те страшные события, которые творятся вокруг. Но и их собственная гибель не за горами. Не случайно Елена видит страшный сон, когда гибнут ее близкие. Но, несмотря на надвигающуюся катастрофу, все герои до последнего стремятся сохранить нравственные и духовные ценности, которые были им дороги. И в этом их несомненное величие, они способны возвыситься над суровой действительностью, какой бы страшной она не была.

Другие сочинения по этому произведению


«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом — сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия» Роль эпизода «Николка Турбин у Най Турсов» в понимании авторского идеала человеческих отношений История создания романа Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия» Турбин - характеристика литературного героя Герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая) Значение эпизода «Удивительное происшествие» в романе «Белая гвардия» Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части) «Дни Турбиных» – пьеса об интеллигенции и революции Анализ эпизода романа «Белая гвардия» Полковник Най Турс и Николка Турбин Тема "заблудившихся в буране революции людей" Анализ эпизода из романа Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия» Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М.А. Булгакова «Белая гвардия») Проблематика романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Трагедия гражданской войны в русской литературе XX века Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия» "Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия") Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия») Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (первая глава) Эпиграф к роману Булгакова «Белая гвардия» Тема гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. II Анализ первой главы первой части Гибель Най-Турса и спасение Николки Действие романа Булгакова «Белая гвардия» Начало романа М. Булгакова \"Белая гвардия\" (Анализ 1 главы первой части) "Мысль семейная" в русской литературе Основные образы романа Мое любимое произведение М. А. Булгакова ("Белая гвардия") Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия») Человек и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия» Критика по роману "Белая гвардия" Булгакова М.А. Булгаков о вечных ценностях... Судьба человека в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия») Начало романа Булгакова «Белая гвардия» «Суд над «Белой гвардией» Тема сочинения Дружно живитепо роману «Белая гвардия» Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Булгакова «Белая гвардия»