Белая гвардия

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
103 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Тема "заблудившихся в буране революции людей"»

Сочинение



М.А. Булгаков рос в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на медфакультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре. Жизнь и с ним столкнула Булгакова. Переехал в Москву, Михаил Афанасьевич соединяет свою журналистикою работу с театром. Я думаю, что театр даже вдохновлял его на создание пьес. Но ставить свои пьесы приходилось с трудом. Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики. Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.

Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как "Морфий", "Роковые яйца", "Дни Турбиных" — имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой. Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.

М.А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия в "Роковых яйцах" высмеивает весь авантюризм и всю бескультурщину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.

На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры. Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор. Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман "Белая гвардия".

"Белая гвардия" это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф — междоусобице.

Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.

В первой главе романа отчетливо развивается тема "заблудившихся в буране революции людей", для которой характерны страшная обличительная сила и неизменная правдивость. Турбинным преподан урок истории, урок жестокий. Но, пройдя через кровь и смерть, им придется понять и принять его. Они должны будут сделать свой выбор, найти свое место в новой России.

Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.

Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами — из пушкинской "Капитанской дочки" и "Откровения Святого Иоанна Богослова". Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.

Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе — символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы "Откровения.." повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества — пронизывают весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует "Откровения…": "Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь".

Автор понимал свой роман именно как эпопею — повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа, страны. "Стать бесстрастно над красными и белыми" — вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне красных.

Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое — причина начала страданий и бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.







Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных "со своих винтов", непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918—1919 годов: от взятия Города петлюровцами до прихода войск.

Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна великим событиям, преобразившим её, делается участницей дел страшных и удивительных.

Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.

Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру, приспосабливается к смене властей.

Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление перед всеми, — в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда. В рваных валенках, в рваной шинели, зверски, не по-человечески, озябший человек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущий навстречу. "И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три слова:

"— Прости… часовой… замерзнешь…"

Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару?

Зачем отданы этому тысячи и миллионы других?

Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил во флигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре, дождется того, что сон обещал ему, — счастья?

Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, для которых понятие "жить" равносильно понятиям "любить", "чувствовать", "постигать", "думать", быть верным долгу и чести. Эти люди знают, что стены Дома — не просто жилище, а место связи поколений, место, где сохранена в нетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символ которого — главная часть Дома — книжные шкафы, наполненные книгами.

Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. "Дружно живите..", — говорит в начале романа мать, "светлая королева",а "им придется умирать". История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на моральную деградацию.

Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом — сквозной образ романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ, вместивший в себя разные конкретные дома в первую очередь, дом Турбиных, а затем — дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И одновременно это дом вообще, семейный очаг условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ Города — широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и конкретный город, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.

1919 год ещё впереди. Мы видим только его начало. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и, как произнёс в начале романа отец Александр: "..тяжкое время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует". Но надежда всегда есть: "Всё пройдет страдания, муки, кровь, голод и ор".

Другие сочинения по этому произведению


«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом — сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия» Роль эпизода «Николка Турбин у Най Турсов» в понимании авторского идеала человеческих отношений История создания романа Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия» Турбин - характеристика литературного героя Герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая) Значение эпизода «Удивительное происшествие» в романе «Белая гвардия» Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части) «Дни Турбиных» – пьеса об интеллигенции и революции Анализ эпизода романа «Белая гвардия» Полковник Най Турс и Николка Турбин Анализ эпизода из романа Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия» Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М.А. Булгакова «Белая гвардия») Проблематика романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Трагедия гражданской войны в русской литературе XX века Изображение эпохи в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия» "Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия") Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия») Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (первая глава) Эпиграф к роману Булгакова «Белая гвардия» Тема гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. II Анализ первой главы первой части Гибель Най-Турса и спасение Николки Действие романа Булгакова «Белая гвардия» Начало романа М. Булгакова \"Белая гвардия\" (Анализ 1 главы первой части) "Мысль семейная" в русской литературе Основные образы романа Мое любимое произведение М. А. Булгакова ("Белая гвардия") Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия») Человек и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия» Критика по роману "Белая гвардия" Булгакова М.А. Булгаков о вечных ценностях... Судьба человека в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия») Начало романа Булгакова «Белая гвардия» «Суд над «Белой гвардией» Тема сочинения Дружно живитепо роману «Белая гвардия» Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Булгакова «Белая гвардия»