Лирика

Александр Сергеевич Пушкин


Сочинения
27 сочинений

«Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина»

Сочинение

А. С. Пушкин рано начал ощущать себя поэтом. Известно, что писать стихи он начал, еще учась в Лицее. Именно здесь будущий великий поэт осознал свое предназначение, свой смысл существования. Однако размышлять о земной миссии Художника слова, искать ответы на мучительные вопросы творчества Пушкин будет на протяжении всей своей жизни.

Так, стихотворение «Поэт» (1827) на мой взгляд, в полной мере отражает пушкинскую концепцию поэта и поэзии. В этом произведении художник слова предстает существом, отмеченным Богом, наделенным частью его силы, но в то же время обычным, земным человеком.

Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается — это уже человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол».

В этот момент свою прежнюю жизнь поэт оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается его душа: «Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел».

Позднее, в стихотворении «Эхо» Пушкин создает емкую метафору, в которой выразил закон существования поэта в мире: поэт — эхо мира — слышит и отражает все его звуки, но самого художника не может выразить никто:

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва…

Наверное, самым значимым, во многом обобщающим, стихотворением, отражающим представления Пушкина о роли поэта и поэзии, является его «Пророк» (1826). Думаю, что поэт и пророк, образы которых не раз встречаются в пушкинской лирике, имеют немало общего («вещие» зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог — и никто другой — призывает обоих к служению. Можно сказать, что поэт — своеобразный вариант пророка на земле, который воздействует на людей через свое творчество, через слово.

Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, люди ждут огненных слов. Бог посылает поэта в мир, чтобы тот «глаголом» жег людские сердца, то есть передавал в слове жар своего сердца (оно — «угль, пылающий огнем»):

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Важно отметить, что в процессе «преображения, превращения» сам поэт испытывает страшные муки — за свою «избранность» он платит кровью и слезами: «Как труп в пустыне я лежал». Возможно, поэт и сам не всегда рад собственной миссии, но в эти моменты он превращается в «проводника». Художник должен выполнять то, что велит ему высшая сила:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Но нельзя думать, будто поэт совершенно лишен собственной воли. Бог наделяет художника «избранными» качествами — он может видеть и узнавать то, что недоступно простым смертным. Однако поэт, отражая мир, может придумывать свои средства для его отражения, то есть поэт полностью свободен в выборе всех творческих способов. С помощью них поэт обращается к людям, открывая им правду о жизни и о них самих.

Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. Стихотворение «Поэт и толпа» - тому подтверждение. Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению «непосвященных».

Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию. Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"(1836), Пушкин был особенно горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному в его поэтических манифестах. «Слово» и «дело» поэта совпали. Чеканная последняя строфа стихотворения подводит итог пушкинским размышлениям о свободе и звучит как завещание русской поэзии:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Таким образом, размышления о предназначении поэта и поэзии занимают одно из главных мест в творчестве А. С. Пушкина. По его мнению, поэт и его творчество принадлежат к высшему миру. Их миссия на этой земле — раскрывать людям правду о них самих и о жизни в целом, о законах Вселенной.

Творческий путь труден и тернист, он посвящен служению человечеству, однако истинным судьей для поэта может быть лишь он сам и Господь Бог.

Другие сочинения по этому произведению


«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» (1824) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Пророк». Лирика Пушкина Любовная лирика А. С. Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. «Не дай мне бог сойти с ума…» (Восприятие. Истолкование. Оценка.) О стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» Пейзажная лирика А. С. Пушкина Сопоставление стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина Сравнение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» с библейской легендой Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка) Тема любви в лирике А. С. Пушкина Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Человек и стихия в лирике А. С. Пушкина