«Пейзажная лирика А. С. Пушкина »
Лирика
Интересно, что природные зарисовки у Пушкина — это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа — неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.
Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.
Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.
Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия" — емкий символ.
Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море — это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».
Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.
Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.
Стихотворение «На холмах Грузии…» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.
Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных «его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».
Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках — тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.
Другие сочинения по этому произведению
«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения