«Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (Восприятие, истолкование, оценка)»
Гонения великого русского поэта
Море для Пушкина — «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:
…Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
…Смиренный парус рыбарей
Твоею прихотью хранимый.
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз, намекает на то, что имеется в виду:
…Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы
Там погружалась в хладный сон.
Там угасал Наполеон.
О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем.
С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
Как раз в период ссылки в Михайловское в творчестве Пушкина произошел переход от романтических тенденций к реализму. Поэтому прощание с морем и Байроном для поэта означает прощание с романтизмом как мироощущением.
Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней Александр Сергеевич высказывает свое мнение о власти:
…Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Естественно, что эта, центральная по значению, строфа не могла появиться в печати при жизни Пушкина. В 1825 г. она была напечатана в следующем виде:
Мир опустел…
Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.
Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме, набегающих на берег.
Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором.
Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.
Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем — это одновременно диалог с самим собой.
Вынужденное использование «эзопова языка» привело к тщательному отбору художественных средств. Первое место среди них занимает, конечно, перифраз («свободная стихия», «одна скала, гробницы слава», «хладный сон», «другой…гений», «другой властитель наших дум»). Широко используются в стихотворении метафора («восторгами поздравить», «от нас умчался гений», «перенесу…твои скалы, твои заливы», «говор волн»), эпитеты («я тихий и туманный», «смиренный парус», «скучный, неподвижный брег», «поэтический побег», «пустыни молчаливы»), олицетворения («ты катишь волны», «ты взыграл», «ты ждал, ты звал»)
Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а, во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером.
Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии
Другие сочинения по этому произведению
«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения