Лирика

Александр Сергеевич Пушкин


Сочинения
27 сочинений

«Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Пророк».»

Сочинение

Жизнь человеческая на земле не просто воинское служение, а бой.

Франческо Петрарка

Каждый человек рождается на этот свет, чтобы выполнить своё предназначение, исполнить то, ради чего он живёт в этом мире. Особенно остро к проблеме смысла жизни подошёл А. С. Пушкин в своём творчестве. На протяжении всей жизни он искал предназначение своего дара и всей поэзии в целом. Итогом размышлений о смысле его жизни стало стихотворение «Пророк».

«Пророк» написан в 1826 году в Михайловском, осенью после казни декабристов.

Александра Осиповна Смирнова-Россет пишет в своих воспоминаниях о том, что стало причиной написания Пушкиным этого стихотворения. Александр Сергеевич ей рассказывал: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль — я прочёл отрывок и перефразировал в „Пророке“. Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение». В стихотворении 30 строк. Встрече с Серафимом и преображению посвящены 24. Первые 4 строки изображают человеческий дух, страдающий и жаждущий преображения: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился… Дух человеческий здесь достиг предельного томления, жажды, подобной великому страданию. Неслучайно А. С. Пушкин изобразил пророка «на перепутье». В это время поэт сам находился в сильнейшем душевном смятении. Он никак не ожидал выхода декабристов на Сенатскую площадь, да и сам по счастливой случайности не оказался в числе своих шести друзей, расстрелянных царской гвардией. Он не знал, что будет дальше, в его душе была пустота. Поэтому образ истощённого томлением духа отражает внутреннее состояние Пушкина. Герой стихотворения захотел стать иным. Полная живой муки, душа готова принять в себя Истину. И чудо свершилось. Начинается преображение. Ранее всего преображаются органы чувств. Он по-иному стал видеть, чувствовать, замечать то, что раньше было скрыто от взоров: Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Удивительно: перед нами вертикальная картина мироздания — от «горнего» мира, до мира «дольнего», от сверхприродных существ, ангелов, до бессловесной природы — лозы. Весь мир разом, всё мироздание целиком. Ему было дана была способность видеть мироздание со все сторон во всём его единстве. То, что он стал способен видеть и ощущать, должно быть выражено особыми словами, особым языком. И он обрёл его: И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой. Обретение нового языка — это обретение новой мудрости! Дары Всевышнего в стихотворении обретаются всё большими мучениями. Страдания восходят по нарастающей: от лёгкого безболезненного прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом: И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. И это пылающее сердце вряд ли когда-нибудь даст покой и забвение страданий самому поэту. Далее Пушкин даёт поразительный образ, говорящий о смирении: Как труп в пустыне я лежал… Его тело и дух великими мучениями перевоплотились. Он готов нести пророческий крест: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Бог возвещал пушкинскому пророку только одну волю: Глаголом жги сердца людей. И не более того, а это лишь начальный этап пророческого служения. Это только подступ к провозглашению любви и правды. Пушкину так и не открыли Высшую истину, исходя из строк, написанных за полгода до смерти: Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам… Служение Пушкина было суждено продолжить Лермонтову: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья… Но он так и не выполнил своего предназначения и вскоре, после открытия своей цели, отказавшись от неё, умер. Это стихотворение было найдено в папке с неизданными произведениями А. С. Пушкина. Удивительно, что был найден только чистовой вариант работы. Пушкин хранил все свои черновики, но несмотря на это, черновик к стихотворению не был найден. После долгих поисков поэт нашёл свой смысл жизни — «глаголом жечь сердца людей». Гений справился с этой задачей, очистив души людей для пророков будущего.

Другие сочинения по этому произведению


«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» (1824) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» Лирика Пушкина Любовная лирика А. С. Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. «Не дай мне бог сойти с ума…» (Восприятие. Истолкование. Оценка.) О стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» Пейзажная лирика А. С. Пушкина Сопоставление стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина Сравнение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» с библейской легендой Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка) Тема любви в лирике А. С. Пушкина Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Человек и стихия в лирике А. С. Пушкина