«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»»
Никто ни до, ни после
Пушкина уже не создал в русской
поэзии ничего подобного
пушкинскому образу любви… Любви —
в зародыше, в развитии, в становлении,
в изжитости, любви в разнообразнейших состояниях…
Н. Скатов
Одним из самых известных стихотворений, относящихся к любовной лирике, является «Я помню чудное мгновенье…» Оно посвящено Анне Петровне Керн, которую поэт впервые увидел в 1819 году. Эта женщина оставила неизгладимый след в душе поэта. Следующая их встреча состоялась несколько лет спустя. И именно тогда родились строки этого стихотворения.
Произведение, безусловно, носит биографические черты. Но, тем не менее, поэт не обнародует имя своей возлюбленной, обозначив в названии лишь «К***". Он обращается как бы не к простому человеку, а к чему-то высокому, небесному, необъятному. Образ героини обрисован фрагментами, лишен каких-либо узнаваемых черт. Это скорее неземной идеал, совершенство. Стихотворение начинается с воспоминания, с возвращения в прошлое:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Возлюбленная поэтизируется лирическим героем. Он называет ее «гением чистой красоты», позаимствовав эти слова из стихотворения Жуковского.
Постепенно мы начинаем лучше узнавать лирического героя, нам все больше открывается его внутренний мир:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Его жизнь суетна, полна незначительных житейских забот. Но внутри лирический герой протестует против скучной повседневности, которая вызывает у него ощущение «грусти безнадежной». Его жизнь пуста без внутреннего света любви, восхищения. Он тянется к прекрасному всей душой, и именно поэтому во сне он видит возлюбленную, слышит голос своего прекрасного идеала.
Но со временем этот светлый образ начинает меркнуть в памяти героя:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Жизнь захватила героя своим вихрем. Под напором жизненных невзгод, перемен он начал забывать самое главное в своей жизни. Можно сказать, что на это время он предал свою мечту, отступил от себя:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои,
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
В этих строках идет явное упоминание о ссылке поэта в Михайловское, где он находился довольно длительный срок. Но также здесь идет речь о самом мироощущении героя. Понятие «жизнь» для героя, равно как и для самого поэта, равняется понятию «любовь». Одно без другого существовать не может. Поэтому существование, лишенное любви и красоты, для него может сравниться со «мраком заточенья», с духовным пленом.
Но вот, спустя много лет, герой вновь встречает свою возлюбленную и пробуждается от тяжелого сна. Очень интересно, что интонация стихотворения к концу меняется: «душе настало пробужденье», и тихая, спокойная радость сменяется эмоциональным всплеском:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Герой вновь обретает любовь в своем сердце, и мир снова наполняется разнообразными красками. Это волшебное чувство, дарующее вдохновение, то есть смысл, основу жизни.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Композиционно произведение можно разделить на 2 части: существование героя без любви и появление в его жизни светлого идеала, благодаря которому жизнь приобретает удивительный смысл.
В стихотворении часто встречаются повторы. Например, строки «Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» повторяются в первой и пятой строфе. Эпитет «голос нежный» повторяется во второй и третьей строфе. В четвертой и шестой строфе можно заметить повтор слов, который призван разграничить состояние героя до встречи с возлюбленной и после нее: «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви» — «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь».
В послании использованы инверсия («передо мной явилась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные черты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения.
Это удивительное стихотворение как нельзя лучше передает отношение Пушкина к женщине как к источнику божественного вдохновения, одухотворенной любви.
Другие сочинения по этому произведению
«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения