Евгений Онегин
Александр Сергеевич Пушкин
«Сравнительная характеристика сестёр Лариных по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».»
Работа над сравнительным рассуждением всегда начинается с вопроса «на каком основании делается сравнение?». Такое основание у Татьяны и Ольги Лариных есть, ведь они родные сёстры, выросшие в одной социальной среде. Но, несмотря на это, героини очень отличаются друг от друга.
Из всех возможных у них лишь одна черта сходства — это социальное положение. Их родители — провинциальные дворяне. Автор более или менее подробно даёт описание семьи Лариных, из которого читатель узнаёт, что быт их был относительно прост:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины…
Им квас как воздух был потребен…
Всё остальное, начиная с внешнего облика и заканчивая особенностями внутренних переживаний, у сестёр различно. Ольга «всегда как утро весела», «всегда скромна»:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные…
Татьяна, напротив, была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». С образом Татьяны автор связал своё представление о народности. Даже имя героини — Татьяна — указывает на это. Так обычно называли дворовых девок, а не барышень. На всю деревенскую природу Пушкин смотрит широко открытыми глазами героини. Благодаря ей в романе появляются святочные гадания при луне, сказочные мотивы (сон).
Татьяна отдана за старого генерала и ничего с этим не может поделать. В её отказе Онегину звучит не только боль, но и твёрдость русской женщины, смирившейся со своею судьбой. В этом реализм и правда романа.
Ольга же героиня любого романа, как признаётся сам автор. Её образ не отличается ни оригинальностью, ни вдохновением. Это авторское отношение к сёстрам (любовь к Татьяне и пренебрежение к Ольге) также ставит на различные ступени эти два образа.
В отличие от своей сестры, Татьяну не пленяли разговоры о моде, городских сплетнях. Она много читала, романы ей заменяли всё. Её придуманный мир был ей намного милей, чем-то, что окружало девушку в действительности.
Образ Татьяны строится по принципу композиционного параллелизма: героиня и Онегин в начале романа и та же ситуация в конце действия. Татьяна изменилась, но, мне кажется, что виноват в этом не Онегин, отвергший её любовь, а общество, которое диктует свои правила поведения. Неслучайно автор назовёт Татьяну «законодательницей зал».
Об Ольге Пушкин говорит сравнительно мало. Из романа о ней вообще мало чего можно узнать. И это тоже один из способов охарактеризовать персонаж. Автору неинтересна эта героиня. Такое ощущение, что она появляется лишь для того, чтобы быть предметом обожания романтического Ленского. Ведь, по сути, Ольга вообще не действует и не говорит в романе. Читатель узнаёт о ней сначала от влюблённого Ленского («она поэту подарила младых восторгов первый сон»), затем из комментариев самого автора:
…но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет: он очень мил…
…Но надоел он мне безмерно.
Последним об Ольге высказывается Онегин. Точка зрения автора и Онегина практически совпадают:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне…
Татьяна, напротив, активно действует на страницах романа. В отличие от образа Ольги, Татьяна наполнена жизнью. По ходу действия её образ развивается, меняется. Вот какова героиня в главе восьмой:
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
Ольга же статична. Последнее упоминание о ней появляется в седьмой главе. После смерти Ленского автор ставит точку в образе Ольги. Этим он как бы даёт понять, что она была нужна только до тех пор, пока был Ленский. Ведь только он наделял её черты вдохновением и чувством. И приговор автора Ольге безжалостен. Хотя, как мне кажется, в нём нет злорадства. Ведь целью романа Пушкин видел описание своих современников:
Мой бедный Ленский! Изнывая,
Не долго плакала она…
Другой увлёк её вниманье…
Улан любим её душою.
Но почему Пушкин поставил Татьяну и Ольгу вместе, сделал в романе сёстрами? Мне кажется, для того, чтобы ещё чётче подчеркнуть необыкновенность Татьяны, её самобытность. Быть в той среде такой, какой была Татьяна, очень сложно. Её живой творческий ум не зачах в деревне, её естественность не исчезла в столице. Всё это достойно уважения и восхищения в Татьяне. А Ольга лишь тень, которая подчёркивает блеск солнца.
Другие сочинения по этому произведению
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Автор в системе художественных образов романа. «Милый идеал» Татьяны Лариной (по роману