Евгений Онегин
Александр Сергеевич Пушкин
«Онегин и Печорин как типичные герои своего времени»
Каждый мастер художественного слова, отображая современную ему действительность, показывает своё видение общества: пороки, болезни его представителей, способы решения злободневных проблем и пути дальнейшего развития.
Критики называют роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкина первым русским реалистическим романом. То есть события в произведении исторически достоверны, а характеры героев и их поступки во многом зависят от жизненных обстоятельств, а не просто от фантазии автора.
«Герой нашего времени» Лермонтова — продолжение пушкинских традиций. Автор также исследует здесь личность, порождённую своим временем.
Совершенно различные в художественном плане, оба эти проведения близки по замыслу. Каждый автор создал социально-психологический роман — по глубокому психологизму в раскрытии образа главного героя и по широте отображения в нём современной писателям эпохи.
Главная цель Пушкина — показать в образе Евгения Онегина молодого дворянина 10−20-х годов XIX в.: преждевременно состарившегося душой, скучающего, не видящего цели в жизни — то есть такого, каким его воспитало время. С этой целью поэт описывает события, характеры, рисует конфликтные ситуации, присущие данной эпохе. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни» — настолько полной и яркой оказалась картина нравов, уклада жизни России 20-х гг.
Пушкин пытается всесторонне проанализировать влияние общества на становление характера Онегина. Поэтому в романе подробно говорится о поверхностном и бесплодном воспитании героя, не связанного с русскими традициями:
Он знал довольно по латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха
Из Энеиды два стиха
Изучая времяпровождение героя, обстановку его кабинета, мы делаем вывод: наш герой «как все», «забав и роскоши дитя». Онегин — дитя высшего света, где жизнь пестра, но пуста и искусственна. Блестящая, но праздная, оторванная от национальных корней, светская жизнь не сделала Онегина счастливым. Он молод, но уже разочарован в «светской суете», не способен любить, не видит цели в жизни, им овладела «русская хандра». Сам автор не принимает апатии героя. Он видит счастье в творчестве, любви, труде во благо Отечества. Всё это заглушено в герое обществом, воспитанием и культурой.
Автор изображает своего героя как умного, глубокого человека. Например, Онегин и Ленский рассуждали об «общественном договоре» Руссо, о науке, религии, нравственности — эти темы занимали мысли передовых людей того времени. И в то же время прогрессивные мысли не могут повлиять на взаимосвязь героя и общества. Согласившись на дуэль с Ленским, Онегин оказался «не мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений». Он испугался мнения света, которое так презирал. После путешествия по России, мироощущение героя меняется, он осознал себя частью великой страны и стал чужым для высшего света.
Финал произведения открыт. Возродится ли душа героя или погаснет окончательно — остаётся загадкой.
Герой романа Лермонтова — Григорий Александрович Печорин. Хандра, холодный взгляд на жизнь, постоянный анализ своих мыслей и поступков, отсутствие душевного покоя — черты представителя дворянской молодёжи 30-х гг. 19 В.
Эмоциональность, склонность к переживаниям передаётся через речь героя. Часто фразы строятся по принципу противопоставления: «Я иногда себя презираю — не оттого ли я презираю и других», «…Я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире».
Внешне герой кажется нам жестоким, глухим к чужим радостям и бедам. Но в журнале Печорина звучит неподдельный интерес к жизни, к миру. В окружающих он ценит искренность, индивидуальность. Печорин не просто наблюдает, а постоянно действует, изучая поступки свои и других людей. Он не принимает спокойного течения событий, сам в них вмешивается, участвует в авантюрах, врывается в дела окружающих, тем самым меняя порядок вещей. Так, герой вмешался в жизнь «честных контрабандистов», вынудил их «отбыть в неизвестность». Он сделал несчастной Мери, стал виновником гибели Грушницкого, круто изменил жизнь Бэлы, предопределив её трагическое будущее.
Печорин эгоистичен, он никому не приносит добра. Все его внутренние силы замкнуты на себе, а это разрушает живые чувства, делает человека безнравственным. Поэтому герой не может самореализоваться, выразить себя.
Онегин и Печорин — характеры разные. Но есть у них и общие черты: это личности неординарные, люди, наделённые душевной силой, интеллектом, сложным внутренним миром. Оба героя обладают противоречивым характером. Их отличает проницательный ум, умение разбираться в людях, остроумие, смелость. сила воли. Но Онегин и Печорин растрачивают силы по пустякам, эгоистичны в своих поступках, занимаются только собой. Они не могут найти применения своим способностям в обществе, в котором им выпало жить.
Другие сочинения по этому произведению
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Автор в системе художественных образов романа. «Милый идеал» Татьяны Лариной (по роману