Евгений Онегин
Александр Сергеевич Пушкин
«Анализ 10−12 строф из 2-ой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»
В огромном и чистом зеркале романа
Поэтому интересны для рассмотрения не только образы главных героев романа, но и второстепенных, которые описаны не менее правдиво и живописно.
Так, часть второй главы (с 6-ой по 12-ую) поэт посвящает характеристике образа Ленского. Он метко подмечает в герое особенные, отличительные черты. Но нам интересны три строфы — 10−12, в которых характеристика Ленского наиболее лаконична и конкретна.
Но прежде чем обратиться к анализу этих строф, следует отметить, что в первоначальных набросках поэмы Ленский представлен как «крикун, мятежник и поэт». Он привез из германского университета не только «вольнолюбивые мечты», но и «негодованье, сожаленье» и даже «жажду мщенья».
Таким образом, сначала Ленский рисовался Пушкину значительнее, ближе к нему самому: это будущий декабрист. В окончательном формировании образа поэт отказался от этих черт, и в багаже вернувшегося из-за границы русского юноши сохранились только неопределенные «вольнолюбивые мечты» да еще «всегда восторженная речь и кудри черные до плеч».
Пушкин сделал Ленского проще, рядовым представителем дворянской молодёжи. Владимир так нежен и неопытен, и можно сказать, чист в своих стремлениях, что он не видит разницы между своим собственным вымыслом и реальностью:
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца…
Так говорит автор о своем герое, имея в виду, что Ленский сочинял стихи. Так и в ночь перед дуэлью он будет писать Ольге последние стихи, в то время как Онегин крепко спал… Эта деталь — занятия стихотворным творчеством — видимо очень важна для Пушкина. Эта одна из тех черт, которая должна была роднить героя с автором. Она подчеркивала не только романтичность Ленского, но и его способность глубоко и искренне чувствовать (неслучайно здесь используется метафорическое сравнение «как сон младенца»).
Но далее Пушкин пишет:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль…
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
В этих строчках звучит ирония по поводу творчества героя. Пушкин, как истинный мастер слова, пытается подчеркнуть типичность чувств Ленского. Ведь все поэты в восемнадцать лет пишут об увядании жизни и чувств. Хотя их жизнь только начинается, и что такое «закат» они еще, собственно, не понимают.
В 11-ой строфе автор подчёркивает еще одну черту героя:
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный…
Здесь говорится о том, что Ленский не был практичным молодым человеком, его не волновали заботы о хозяйстве. Но ведь при этом он был помещиком, то есть хозяином угодий и людей! Но для Пушкина этот факт не является чем-то из ряда вон выходящим, так как такое положение дел было характерно для всей России. К тому же этими строчками еще раз подчеркивается романтичность героя, его желание поделиться с окружающими своими чувствами и надеждами. Именно поэтому автор отмечает:
В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары…
Далее следует очень сжатый портрет героя, каким его представляли соседи-помещики: «Богат, хорош собою Ленский // Везде был принят как жених…» Причем фраза «хорош собою» относится, скорее всего, не к портрету героя, а к его способности выступить женихом для помещичьих доче:.
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа…
Вообще появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Евгения — важный приём. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы становятся ярче и драматичнее. Он как ребенок, устами которого глаголет истина.
Другие сочинения по этому произведению
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Автор в системе художественных образов романа. «Милый идеал» Татьяны Лариной (по роману