Евгений Онегин
Александр Сергеевич Пушкин
«Духовная эволюция Онегина (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»
Александр Сергеевич Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную некоторым молодым людям в начале 19 века: человек в обществе одинок, если он образованнее других.
Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов у большинства людей.
Пушкин называет Евгения «старым приятелем». Он настолько хорошо знает все его привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, что в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни, Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе иногда быть очень суровым к этому персонажу.
Первая глава показывает Онегина в Петербурге. Евгений — «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ. Рисуя образ своего героя, Пушкин подобно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера. Он рос в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы. В первой главе Онегин — столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной».
Но Евгений по своей натуре выделяется из общей массы «золотой молодежи». Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года.
Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Таким образом, он оказывается в деревне, где пытается вести имение, которое он получил в наследство от дяди.
Появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Онегина, — важный приём. Благодаря образу Владимира, его открытому взгляду на жизнь, все образы становятся ярче и драматичнее:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не так различны меж собой.
Ленский представляет собой как бы зеркало, которое отображает былого Евгения. Ведь Онегин тоже был когда-то восторженным. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. И Онегин когда-то любил. Но жизнь в Петербурге сделала его циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной довольно сурова.
Слепо влюблённый Ленский бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это был роковой шаг. В ночь перед дуэлью он пишет Ольге последние стихи, а Онегин крепко спит…
И вот при первом же испытании Онегин пасует перед укладами так ненавистного ему общества. В роковое утро перед поединком он считает себя «мячиком предрассуждений», рабом светской условности:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
Но всё же стреляет. Получается, что хотя и невольно, Онегин становится убийцей. И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром герой признаётся в письме Татьяне:
Ещё одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
После отъезда Онегина Татьяне приоткрывает перед читателем завесу тайны, кто же был на самом деле Онегин. Она его любит, любит по-настоящему, но её оценка так же сурова, как и комментарии автора:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?..
В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал духовно богаче, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне — тому подтверждение. Но герой опоздал, Татьяна несвободна.
Путешествие сильно изменило героя, но отказ Татьяны изменит его не меньше. Но об этом автор ничего больше нам не говорит:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.
Нашел ли Онегин в конце концов свое призвание в жизни? Уехав в деревню, порвав со светским обществом, в котором герой не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми. Спасти героя от «душевной пустоты» не смогли и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг Татьяну, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Герой испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20-е годы 19 века. Он, как представитель интеллигенции, критически относился к правительственной политике, не желал служить царизму, не хотел встать в ряды грибоедовских «молчалиных». Однако, несмотря на все протесты и свою просвещенность, такие люди, как Онегин, стояли в стороне от общественной деятельности, что приводило их к бездейственности, к замыканию в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно привело Евгения к «душевной пустоте», лишило его жизнь высокой цели. Отсюда происходит его равнодушие к любви.
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы — более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками», — писал Герцен. На примере образа главного героя Пушкин продемонстрировал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени — искания в отрыве от общества и народа.
Другие сочинения по этому произведению
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Автор в системе художественных образов романа. «Милый идеал» Татьяны Лариной (по роману