Гранатовый браслет
Александр Иванович Куприн
«Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».»
В повести «Гранатовый браслет»
Вера Николаевна Шеина — княгиня, жена предводителя дворянства — живет спокойной, размеренной жизнью. Она красива, богата, умна, держит себя гордо, уверенно. В ее жизни нет места душевным потрясениям.
Завязка действия происходит на именинах Веры Николаевны. Размеренное, несколько чопорное течение праздника (чинные, благородные гости, изысканно сервированный стол, деликатные разговоры, дорогое угощение) нарушает горничная, которая с таинственным видом вручает своей красавице хозяйке небольшой квадратный предмет, аккуратно завернутый в бумагу и перевязанный ленточкой. Под бумагой оказался футляр, а в нем — золотой гранатовый браслет.
Куприн подробно описывает это украшение: браслет «был золотой, низкопробный, и очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами».
Разглядывая драгоценные камни на браслете, Вера вдруг подумала: «точно кровь» и ощутила неясное чувство тревоги. В футляре оказалось еще и письмо, которое дышало глубоким любовным чувством и преданностью.
Таинственный даритель — старый поклонник Веры Николаевны. Это Желтков, маленький чиновник, который восемь лет назад увидел Веру в цирке и влюбился в нее, даже «осмеливался» писать ей письма. Все эти восемь лет Желтков думал о Вере, для него было счастьем хотя бы издалека любоваться ею. Вера для Желткова — божество, предмет поклонения. Он боготворит ее: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой вы сидите, паркету, по которому вы ходите…».
Вера рассказала своему родственнику, генералу Аносову, очень умному и тонкому человеку, эту историю. Генерал сказал очень правильные, очень мудрые слова о браке, любви, семейных отношениях. В современном мире, утверждает Аносов, любовь потеряла свой великий смысл. Верочка, вероятно, немного обидевшись, возразила ему, что ее брак с мужем счастливый, гармоничный. Аносов не перечит княгине, но все-таки говорит: что-то исчезло из отношений между влюбленными, ушла какая- то красота. Вступая в брак, люди чаще всего думают не о любви, а о своем удобстве.
«Возьмем женщин…» — рассуждает Амосов. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж, да заявляет о себе и желание быть хозяйкой, дамой, матерью. Что касается мужчин, то у них «другие мотивы». Прежде всего, это «усталость от беспорядка в комнатах», «трактирных обедов», одним словом — «неухоженности; понимание того, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее». Ну и естественно, «бывают иногда и мысли о приданном».
Генерал Аносов с грустью вопрошает: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды!» В современном мире не хватает настоящей страсти, настоящего чувства, для которого не страшно «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения».
Генерал грустит о том, что в современном обществе «любовь у людей приняла пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства».
Выслушав рассказ внучки о любви Желткова, генерал Аносов сказал ей: «Почем знать, Верочка, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь…» И только прощаясь с телом человека, который любил ее, ничего не требуя взамен, молодая женщина вдруг осознала, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Споры о любви ведут между собой муж и брат Веры Николаевны. Муж княгиги сумел разглядеть, почувствовать, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души», что здесь нельзя «паясничать», что чувства, которые испытывает к его жене Желтков, настоящие, искренние.
По мнению же брата Веры Николаевны, эта любовь — «декадентство». В его глазах Желтков — всего лишь маленький ничтожный человек. Потому его чувства тоже ничтожны и к ним не надо относиться серьезно.
Куприн устами генерала Аносова отстаивает великое счастье и великое назначение любви. Вот почему образ ничем не замечательного чиновника Желткова овеян почти мистическим очарованием. И вот почему внешне как будто красивая жизнь Веры Николаевны лишена истинного смысла. По сути дела, рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви.
Несмотря на трагическую развязку, мне кажется, Желтков счастлив. Он умирает, благословляя любимую женщину, без жалоб, упреков, произнося, словно молитву: «Да святится имя твое».
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести