Гранатовый браслет
Александр Иванович Куприн
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
118 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Поэзия любви (по произведениям А.И. Куприна и И.А. Бунина)»
Сочинение
Но ежели для истинной любви
Страдание всегда необходимо,
То, видно, уж таков закон судьбы.
Научимся сносить его с терпеньем...
В. Шекспир
Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно. Я прочитала много книг о любви, прежде всего русскую классику (особен¬но понравились мне повести и рассказы Тургенева), и поняла, что каждый писатель описывает это чувство особо. Разве похожи в своих проявлениях герои Досто¬евского, Толстого или Чехова?
По-своему, сильно и страстно, с восторгом и горечью, взаимно или безнадежно, любят и в книгах Куприна и Бунина. Многие произведения этих авторов о любви — настоящие шедевры, их невозможно забыть.
Вот прекрасная повесть Куприна «Гранатовый брас¬лет». Мелкий служащий, «маленький человечек» Г, С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Любовь эта — источник и высшего наслаждения, и одновременно глубокого стра¬дания, ведь она безответна и безнадежна. Его письма становятся предметом насмешек мужа Веры Николаев¬ны, а подарок —• гранатовый браслет — вызывает гнев мужа и брата. Самой княгине тоже «надоела вся эта ис¬тория».
Вмешательство ее родственников толкает несчастно¬го влюбленного покончить с собой. «Остается только одно — смерть...» Но, даже уходя из жизни, он продол¬жает боготворить свою любовь: «Да святится имя Твое». Когда Вера Николаевна после смерти этого человека узнала о нем больше, она поняла, «что мимо нее про¬шла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет», та «любовь, о которой мечтает каж¬дая женщина». Да, героя повести можно осуждать или нет, но трудно не удивляться силе его любви и предан¬ности.
Генерал Аносов, дедушка Веры Николаевны, уверен, что почти каждая женщина спо¬собна в любви на самый высокий героизм. Большинство людей, по наблюдениям Аносова, женятся по самым раз¬ным причинам: то стыдно оставаться в девушках, когда все подруги повыходили замуж; хочется быть хозяйкой в доме или иметь детей; то мужчины устают от холос¬тяцкой жизни, начинают считать, что семьей жить удоб¬нее или выгоднее. И множество других причин. Что же, жизнь есть жизнь, и чувства у людей бывают самые раз¬ные. Однако то, что встречается все же любовь беско¬рыстная, самоотверженная, не ждущая награды, прибав¬ляет сил и надежд.
В другой повести — «Олеся» — Куприн рисует, как ра¬стет взаимное чувство двух молодых людей. Они очень разные: Иван Тимофеевич — «барин», городской интел¬лигент, и Олеся — «дочь природы», которую селяне счи¬тают колдуньей. Все произведение — это гимн чистым отношениям между мужчиной и женщиной, перед нами почти поэма о целом месяце «наивной, очаровательной сказки любви». И опять, как и в «Гранатовом браслете», между влюбленными встали общественные барьеры, разница в положении и образовании. Как ни стремился «Ванечка» доказать, что этим можно пренебречь, ниче¬го не получилось. В конце концов суеверные жители из¬гоняют Олесю и ее бабушку, оставляя Ивану Тимофее¬вичу только воспоминания и ниточку красных бус. И все же читатель вместе с грустью чувствует, что словно очи¬стился душой, что и у него, как у Олеси от слов любимо¬го, «отогрелось сердце». Такова сила любви...
В «Гранатовом браслете» есть слова о том, что «лю¬бовь должна быть трагедией». Не знаю, считал ли так Иван Алексеевич Бунин, однако эта мысль очень под¬ходит к его творчеству. Почти все его произведения о любви кончаются разлукой, смертью, предательством, изменой. Больше всего мне запомнились его рассказы из книги «Темные аллеи». В одноименном рассказе ба¬рин Николай Алексеевич встречает через тридцать лет Надежду, женщину, которую он бросил.
И опять же, осудим мы Надежду или нет, но мы чувствуем, насколько душевно она выше Николая Алексеевича, который не сумел оценить истинной люб¬ви. Жизнь наказала его: его бросила жена, которую он любил, еще оскорбительнее, чем он Надежду; сын вы¬рос — негодяй, наглец, без чести, без сердца, без совес¬ти. Так разрушенная любовь мстит за себя.
Этот рассказ перекликается с другим — «Степа», где показано, как пользуется любовью совсем еще юной де¬вушки молодой купец. Но больше всего мне нравится рассказ «Руся». Это повествование о сильной и трога¬тельной любви молодых людей, на пути которых встала мать девушки, страдавшая черной меланхолией.
У Бунина немало героев, которые соприкоснулись с высокой, прекрасной любовью и вынуждены разлучить¬ся. Но воспоминания о ней согревают их постоянно. Таких мы встретим в рассказах «Солнечный удар», «Чи¬стый понедельник» и других.
Произведения Куприна и Бунина о любви — это дей¬ствительно поэзия и «сказка любви», даже если она тра¬гична. Ведь воспевается одно из самых сильных и кра¬сивых человеческих чувств. Это как у Пушкина: «Печаль моя светла, печаль моя полна тобою...» Еще Александр Сергеевич писал: «Над вымыслом слезами обольюсь». Я тоже не раз вытирала слезы, читая Куприна и Буни¬на. Но все же я совсем не хочу считать, что любовь «дол¬жна быть трагедией». Нет, я верю, что она должна быть взаимным счастьем двух людей, готовых сделать мно¬гое друг для друга. Пусть это и нелегко...
Страдание всегда необходимо,
То, видно, уж таков закон судьбы.
Научимся сносить его с терпеньем...
В. Шекспир
Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно. Я прочитала много книг о любви, прежде всего русскую классику (особен¬но понравились мне повести и рассказы Тургенева), и поняла, что каждый писатель описывает это чувство особо. Разве похожи в своих проявлениях герои Досто¬евского, Толстого или Чехова?
По-своему, сильно и страстно, с восторгом и горечью, взаимно или безнадежно, любят и в книгах Куприна и Бунина. Многие произведения этих авторов о любви — настоящие шедевры, их невозможно забыть.
Вот прекрасная повесть Куприна «Гранатовый брас¬лет». Мелкий служащий, «маленький человечек» Г, С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Любовь эта — источник и высшего наслаждения, и одновременно глубокого стра¬дания, ведь она безответна и безнадежна. Его письма становятся предметом насмешек мужа Веры Николаев¬ны, а подарок —• гранатовый браслет — вызывает гнев мужа и брата. Самой княгине тоже «надоела вся эта ис¬тория».
Вмешательство ее родственников толкает несчастно¬го влюбленного покончить с собой. «Остается только одно — смерть...» Но, даже уходя из жизни, он продол¬жает боготворить свою любовь: «Да святится имя Твое». Когда Вера Николаевна после смерти этого человека узнала о нем больше, она поняла, «что мимо нее про¬шла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет», та «любовь, о которой мечтает каж¬дая женщина». Да, героя повести можно осуждать или нет, но трудно не удивляться силе его любви и предан¬ности.
Генерал Аносов, дедушка Веры Николаевны, уверен, что почти каждая женщина спо¬собна в любви на самый высокий героизм. Большинство людей, по наблюдениям Аносова, женятся по самым раз¬ным причинам: то стыдно оставаться в девушках, когда все подруги повыходили замуж; хочется быть хозяйкой в доме или иметь детей; то мужчины устают от холос¬тяцкой жизни, начинают считать, что семьей жить удоб¬нее или выгоднее. И множество других причин. Что же, жизнь есть жизнь, и чувства у людей бывают самые раз¬ные. Однако то, что встречается все же любовь беско¬рыстная, самоотверженная, не ждущая награды, прибав¬ляет сил и надежд.
В другой повести — «Олеся» — Куприн рисует, как ра¬стет взаимное чувство двух молодых людей. Они очень разные: Иван Тимофеевич — «барин», городской интел¬лигент, и Олеся — «дочь природы», которую селяне счи¬тают колдуньей. Все произведение — это гимн чистым отношениям между мужчиной и женщиной, перед нами почти поэма о целом месяце «наивной, очаровательной сказки любви». И опять, как и в «Гранатовом браслете», между влюбленными встали общественные барьеры, разница в положении и образовании. Как ни стремился «Ванечка» доказать, что этим можно пренебречь, ниче¬го не получилось. В конце концов суеверные жители из¬гоняют Олесю и ее бабушку, оставляя Ивану Тимофее¬вичу только воспоминания и ниточку красных бус. И все же читатель вместе с грустью чувствует, что словно очи¬стился душой, что и у него, как у Олеси от слов любимо¬го, «отогрелось сердце». Такова сила любви...
В «Гранатовом браслете» есть слова о том, что «лю¬бовь должна быть трагедией». Не знаю, считал ли так Иван Алексеевич Бунин, однако эта мысль очень под¬ходит к его творчеству. Почти все его произведения о любви кончаются разлукой, смертью, предательством, изменой. Больше всего мне запомнились его рассказы из книги «Темные аллеи». В одноименном рассказе ба¬рин Николай Алексеевич встречает через тридцать лет Надежду, женщину, которую он бросил.
И опять же, осудим мы Надежду или нет, но мы чувствуем, насколько душевно она выше Николая Алексеевича, который не сумел оценить истинной люб¬ви. Жизнь наказала его: его бросила жена, которую он любил, еще оскорбительнее, чем он Надежду; сын вы¬рос — негодяй, наглец, без чести, без сердца, без совес¬ти. Так разрушенная любовь мстит за себя.
Этот рассказ перекликается с другим — «Степа», где показано, как пользуется любовью совсем еще юной де¬вушки молодой купец. Но больше всего мне нравится рассказ «Руся». Это повествование о сильной и трога¬тельной любви молодых людей, на пути которых встала мать девушки, страдавшая черной меланхолией.
У Бунина немало героев, которые соприкоснулись с высокой, прекрасной любовью и вынуждены разлучить¬ся. Но воспоминания о ней согревают их постоянно. Таких мы встретим в рассказах «Солнечный удар», «Чи¬стый понедельник» и других.
Произведения Куприна и Бунина о любви — это дей¬ствительно поэзия и «сказка любви», даже если она тра¬гична. Ведь воспевается одно из самых сильных и кра¬сивых человеческих чувств. Это как у Пушкина: «Печаль моя светла, печаль моя полна тобою...» Еще Александр Сергеевич писал: «Над вымыслом слезами обольюсь». Я тоже не раз вытирала слезы, читая Куприна и Буни¬на. Но все же я совсем не хочу считать, что любовь «дол¬жна быть трагедией». Нет, я верю, что она должна быть взаимным счастьем двух людей, готовых сделать мно¬гое друг для друга. Пусть это и нелегко...
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести