Гранатовый браслет
Александр Иванович Куприн
«Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет)»
Эпизод «Именины Веры Николаевны» является одним из центральных в повести
Итак, теплым августовским вечером родные и близкие княгини Шеиной собрались на террасе их загородного дома. Гости намеревались играть в покер, который очень любила и сама хозяйка дома. Однако Веру Николаевну отвлекли — горничная передала ей небольшую посылку: «Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина». А в футляре героиня нашла золотой браслет и записку.
Большое внимание автор уделяет описанию браслета. Это было довольно неказистое украшение — из дутого, низкопробного золота и плохо обработанных гранатов. Однако было в нем нечто, что привлекало внимание, делало этот браслет красивым: «Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину».
В этих пяти гранатах словно светилась жизнь, словно отражались тепло и свет любви дарителя. А им был некто иной, как Желтков — таинственный поклонник Веры Николаевны. Однако героиня увидела в этих гранатах опасность, предсказание беды: «Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера".
Рассмотрев браслет, княгиня обратилась к записке. В ней Желтков поздравлял Веру Николаевну с днем Ангела и признавался в своих чувствах — настоящих, искренних, глубоких, наполненных обожанием и поклонением: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
Мы узнаем, что гранаты, среди которых был один очень редкий, зеленый, — это семейная реликвия Желткова, передававшаяся из поколения в поколение. Ради Веры Николаевны герой «перенес» эти камни на золотой браслет: «…Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал». Думаю, сделать такой подарок для бедного служащего почтамта было непросто. Однако и в этом выразилась сила его любви.
Кроме того, из записки Желткова мы узнаем, что он был влюблен в княгиню давно — на протяжении семи лет. Раньше он преследовал ее своими письмами, однако отказался от этой идеи — сейчас ему достаточно было одной мысли о ее существовании и своего чувства.
Что же испытала Вера Николаевна, когда узнала, кем был прислан этот подарок? Куприн пишет: «Ах, это — тот! — с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо…» Ей, как любой женщине, было приятно обожание и поклонение.
После описания «признания» Желткова автор переносит нас в гостиную, где гости Веры Николаевны скучают, флиртуют друг с другом, пытаются развлечься. Куприн подчеркивает, что в их жизни нет настоящего чувства. Возможно, потому, что эти аристократы «измельчали», превратились в «мертвецов» и уже не способны любить: «…он целый вечер будет ходить около жены, как пришитый, скаля свои гнилые зубы на лице черепа и портя жене настроение духа».
Настоящее чувство они склонны превращать в фарс, комедию, кривляние. Пример тому — повесть «княгиня Вера и влюбленный телеграфист», придуманная Василием Львовичем на потеху гостям.
И кажется, будто эти люди и не нуждаются в настоящих чувствах, однако в них есть сильнейшая тоска и потребность в любви. Мы понимаем это, когда слышим рассказ старика Аносова. Его слова «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины» становятся рефреном повести и выражают основную мысль произведения.
Таким образом, эпизод «Именины Веры Николаевны» является одним из ключевых в «Гранатовом браслете». В нем мы знакомимся с основными действующими лицами произведения, узнаем о существовании Желткова и его чувстве. Именно здесь звучит основная мысль произведения — о великой человеческой потребности в любви и об отсутствии ее в современном автору и героям миру.
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести