Гранатовый браслет
Александр Иванович Куприн
«Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»»
Александр Иванович Куприн — один из самых талантливых русских писателей начала 20 века. Стиль писателя уникален. Многие темы Куприн воспринимал по-особому, только по-своему. Так, у этого писателя было свое уникальное восприятие любви, своя философия этого человеческого чувства. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать его.
Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полном смысле этого слова: любить — значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть — значит ненавидеть сильно, непримиримо; восхищаться — значит восхищаться искренне, от всей души.
На мой взгляд, одним из самых красивых и психологичных произведений Куприна о любви является рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней. Он понимает и ценит, что в его жизни была возможность любить.
Любовь в произведении Куприна очень яркая, почти идеальная. Здесь есть много образов-символов, раскрывающих идею рассказа.
Я думаю, что в какой-то степени символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
Вера Николаевна, несмотря на свою, внешне благополучную, жизнь, несчастлива. К мужу она давно не испытывает любви. И хотя это чувство переросло у нее «в чувство прочной, верной, истинной дружбы», в глубине души героиня жаждет другого. Вся ее душа стремится испытать настоящую любовь. Но, мне кажется, ей это не дано. Слишком уж она холодна, рассудочна и бесстрастна. Неслучайно у Веры Николаевны, несмотря на все ее попытки, нет детей. Это признак не только вырождения русской аристократии, но и холодности самой героини. В ее жизни нет любви, поэтому нет и плодов этого чувства — детей.
Вообще, вся семья Веры Николаевны: она сама, ее сестра и брат — являются в рассказе символами русской аристократии 20 века. Она уже совершенно не та, что была в веке 18 или 19. Эти люди потеряли способность испытывать настоящие человеческие чувства. Это не столько их вина, сколько беда. Может быть, на них подействовал рациональный и прагматичный 20 век? Сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна, отличается веселым и бурным темпераментом, однако и она несчастлива в браке. Своего богатого, но глупого мужа эта женщина презирает. Она заводит романы, флиртует направо и налево, но счастья от этого не испытывает. У Анны Николаевны есть дети, но они слабы здоровьем и заброшены матерью. Брат, Николай Николаевич, холост и вообще не собирается жениться. У него очень рациональный подход к женщине и браку вообще.
Символичен пейзаж в начале рассказа. Он представляет собой описание осенней природы. Ранняя осень прекрасна, но в каждом дуновении ветерка чувствуется увядание и умирание. Как и модный в начале 20 века декаданс, осенняя природа говорит нам о красоте смерти. Так и герои рассказа. Они воспитаны, образованны, красивы, но духовно они погибают, так как не умеют любить.
Но, одна из немногих, Вера Николаевна способна оценить любовь Желткова. Больше того, к ней приходит осознание, что пылкое чувство бедного чиновника — эта та великая любовь, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». В конце рассказа княгиня Шеина чувствует все величие, всю глубину и истинность чувства Желткова. Слушая сонату № 2 Бетховена, Вера Николаевна плачет, сожалея и, в то же время, очищая свою душу. Эта женщина становится символом любви для бедного материально, но душевно богатого человека.
Особое значение в рассказе имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» — генерала Аносова. Именно этот человек, человек прошлого века, заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Генерал Аносов — носитель другой жизненной философии. Он еще придает значение чувствам, душе. Для него любовь — главное в жизни. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Конечно же, одним из самых ярких символов в рассказе является образ гранатового браслета: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …, каждый величиной с горошину».
Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам, она противостоит всем устоям общества. Даже смерть неспособна уничтожить ее. Чиновник Желтков принимает свое чувство как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен. Даже из жизни этот герой уходит с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!»
«Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет». Это произведение наполнено символами, позволяющими понять мысли самого автора, разобраться в его жизненной философии.
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести