Мёртвые души
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
545 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Причины, обусловившие характер Чичикова»
Сочинение
Гоголь с восхищением говорил о страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности и меткости русского слова. Гоголь продолжил развитие русского литературного языка в направлении намеченным Пушкиным. Любовь Гоголя к народной речи образной и меткой, боль от пренебрежительного отношения к ней со стороны правящих верхов продиктовали автору «Мертвые души» слова полные презрения в адрес читателей из высшего светского круга. В поэме Гоголь использовал словесные богатства русского языка, его гибкость и выразительность. Многие слова, выражения, найденные Гоголем в народной речи, введенные в литературу, были органически усвоены литературным языком.
Бесконечно богат и разнообразен словарный состав. Слова из разных сфер быта обильно представленные в русской речи были Гоголем широко использованы. Гоголь до тонкости знал профессиональный язык всех слоев русского общества. Словарный материал писатель брал для того, чтобы создать яркую картину, создать живой резко запоминающийся типичный образ. Так словарь псовой охоты отражен в главе о Ноздреве, ибо он не отделен от Ноздрева. Так же как название различных видов снеди совершенно необходимо в главах о Коробочке и о Собакевиче.
Большую роль в «Мертвых душах» играет прямая речь многочисленных персонажей. Речь каждого из персонажей индивидуальна. Мастерство Гоголя проявляется в умение Гоголя обнажить в слове богатство и многообразие его значений. Как употребляется слово «хватить». «Чичиков увидел, что старуха хватила далеко»; «Чичиков хватил в сердцах стулом об пол»; «Натура топором хватила раз – вышел нос, хватили другой раз, вышли губы».
Сатирически выразительны у Гоголя фамилии. Они определяют действующих лиц по отрицательным признакам: Собакевич, Свиньин, Трепакин, и др.
Особенно значительную роль играют в поэме пословицы и поговорки. Они искусно разбросаны по всей поэме. Гоголь великий мастер передавать диалоги. Диалог у него всегда очень точно рисует характер людей, ведущих между собой беседу. Достаточно вспомнить беседу Чичикова с Собакевичем. Они стремятся обмануть один другого. В обличении и осмеянии большую роль играют сравнения. Они всегда свежи, образы, выразительны. Певческий концерт сравнивается со сворой псов во дворе Коробочки. Необыкновенна и разнообразна в поэме авторская речь. Она окрашена юмором, часто переходит в гневное сатирическое обличение. Здесь она приобретает патетический характер. Появляются такие слова как «очи», «зреть», «озирать».
Белинский восхищался богатством, разнообразием и общностью языка и отмечал, что «Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефна выражает у него мысль».
Свою ненависть к высшему обществу, к продажным служителям самодержавной машины писатель высказал на страницах гениального произведения, главного труда своей творческой жизни —поэмы «Мертвые души».
Сюжет предельно прост: мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по помещичьим «гнездам» и скупает «мертвые души» крестьян, не прошедших ревизскую сказку, чтобы путем дальнейших махинаций разбогатеть. Форма путешествия тоже не нова в русской литературе. Вслед за Радищевым, Гоголь старается показать широкие просторы России, на которых царит беззаконие. Помещики, с позволения сказать, «столпы общества», оказываются мошенниками и подлецами, ничтожными людишками, которым по праву рождения дано было распоряжаться судьбами сотен людей.
Гоголь показывает, сколь губительно крепостное право не только для самих крепостных, но и для их хозяев, доведших себя до скотского состояния. Смех Гоголя звучит сквозь слезы. Писатель-гуманист не мог оставаться равнодушным ко всем беззакониям и безобразиям, царящим в России. Устами Собакевича, одного из помещиков, он дает характеристики власть имущим, «уважаемым людям» губернии. Председатель палаты, по его словам, «он только что масон, а так дурак, какого свет не производил...».
«Губернатор превосходный человек?
— Первый разбойник в мире! И лицо разбойничье! — сказал Собакевич.
— Дайте ему только нож, да выпустите его на большую дорогу, зарежет, за копейку зарежет! Он, да еще вице-губернатор, это Гога и Магога!»
Полицеймейстер же, по словам того же Собакевича, «мошенник! Продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Страшно становится от таких откровений, исходящих из уст «брата помещика». Ему-то какой резон лгать. Он говорит то, что думает, еще, на наш взгляд, смягчая характеристики в силу своего социального положения. А так «эти мошенники» заслуживают большего. Тюрьма по ним плачет, но они сильные мира сего и вольны распоряжаться жизнями людей, которые лучше и умнее их, порядочнее и выше в духовном развитии. Но таков «порядок вещей», так установлено законом. И Гоголь показывает нам всю абсурдность и беззаконие такой жизни. Он не призывает к революции, к свержению власти, а лишь указывает на ничтожность и мелочность этих людей, забывающих о высоких целях служения Отечеству ради сиюминутной корысти.
Описывая Плюшкина, автор не может не воскликнуть: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». Да, все самоеплохое, если он ставит перед собой низменные цели: обогатиться любой ценой, сделать карьеру за чужой счет, грабить и разорять крестьян ради собственной выгоды...
Но Гоголь бы не был великим писателем-гуманистом, если бы не показал пути развития России. Он верил, что у нее прекрасное будущее. И в финале первого тома «Мертвых душ» писатель дает нам эту картину, рисующую будущее страны: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все остается и остается позади... Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?., и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Остается только удивляться прозорливости автора, сумевшего в своем далеком прошлом увидеть то, что произойдет лишь через сто лет. Только пламенный патриот, каким был Гоголь, смог увидеть и показать всему миру, что ждет Россию. А мы, читая его произведения, восхищаясь его юмором, чистотой и глубиной мыслей и языка, учимся у писателя любить родину, быть ей полезными.
Чичиков мошенник большой руки. Он предчувствует нарождение нового строя — капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Он прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет... Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки... Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется, Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог.
Умен ли герой? Безусловно, его ум изобретательный и изворотливый, способный из всего извлечь выгоду. Но герой не внушает ни капли уважения, так как его способности направлены на обман государства и окружающих, пусть не самых лучших представителей общества. Да, Чичиков общается с мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее, ибо он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение. Он довольно циничен, придумав такую аферу с покупкой мертвых душ. Свое истинное лицо Павел Иванович искусно скрывает под личиной Приличия. Он великий артист-мистификатор.
Приезжая к Манилову, Чичиков подстраивается под характер хозяина. Ведет себя чересчур церемонно. Полчаса хозяин и гость стоят перед дверью, не решаясь войти первыми, уступая друг другу эту честь.
В конце концов втискиваются в нее одновременно. О деле Павел Иванович начинает говорит витиевато: «— Я полагаю приобрести мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии, как живые,— сказал Чичиков.— Мы напишем, что они живые, так, как стоит действительно в ревизской сказке. Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уже извините: обязанность для меня дело священное, закон — я немею перед законом».
Он даже «печется» о родном государстве, утверждая, что «казна получит выгоду, ибо получит законные пошлины». Манилов вполне удовлетворен объяснениями Чичикова, ему недосуг вдаваться в подробности дела. Это довольно скучно для его «возвышенной натуры».
С Собакевичем, чувствующим интуитивно мошенническую сущность Чичикова, Павел Иванович вначале держит себя солидно и серьезно, а потом понимает, что помещик его «разгадал». Притворяться уже не стоит, тут главное — не попасть впросак. И давая деньги, одновременно выдергивает из рук Собакевича расписку.
«—Хорошо, давайте же сюда деньги!
— На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишите расписку, в ту же минуту их возьмите.
— Да извольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги.
Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, Другой написал на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные ревизские души получен сполна».
У Коробочки же Чичиков ведет себя свободно. Настасья Петровна довольно зажиточная помещица: ее «узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок...» У нее есть чем поживиться: медом и пенькой... но Чичиков интересуется совершенно другим товаром:
«— Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
— Кого, батюшка?
— Да вот этих-то всех, кто умерли».
Коробочка вначале опешила, но потом ее волнует только одно — как бы не продешевить. Она готова выкапывать мертвых и продавать, лишь бы была выгода. Позже она не поленилась съездить в город, чтобы справиться о цене на мертвые души.
Ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», — такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Переезжая из имения в имение, Чичиков общается, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова — он добрейший человек, с Собакевичем—»кулак кулаком», у Коробочки — гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.
Павел Иванович не менее отвратителен, чем другие помещики. Если они соглашаются на эту сделку — продажу мертвых душ, то Чичиков является создателем и организатором этой грандиозной аферы. И не будь Ноздрева — дебошира и тунеядца, еще неизвестно, как все бы закончилось. Гоголь в шутку называет его многосторонним человеком, так как он из-за отсутствия логики в ту же минуту предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что есть, на все, что хотите... Тут впервые Чичиков промахнулся. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его сгубило.
По мысли писателя, его герой не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться. Художник-гуманист, Гоголь представить себе не мог, что настанут времена, когда Чичиковы будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатель все сделал, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Он надеялся и верил, что его родина сможет преодолеть все трудности, выйдет на широкую и светлую дорогу, поэтому в конце первого тома поэмы появляется образ «птицы тройки», несущейся в светлую прекрасную даль. Гоголь верил, что своим творчеством приближает это прекрасное будущее.
Бесконечно богат и разнообразен словарный состав. Слова из разных сфер быта обильно представленные в русской речи были Гоголем широко использованы. Гоголь до тонкости знал профессиональный язык всех слоев русского общества. Словарный материал писатель брал для того, чтобы создать яркую картину, создать живой резко запоминающийся типичный образ. Так словарь псовой охоты отражен в главе о Ноздреве, ибо он не отделен от Ноздрева. Так же как название различных видов снеди совершенно необходимо в главах о Коробочке и о Собакевиче.
Большую роль в «Мертвых душах» играет прямая речь многочисленных персонажей. Речь каждого из персонажей индивидуальна. Мастерство Гоголя проявляется в умение Гоголя обнажить в слове богатство и многообразие его значений. Как употребляется слово «хватить». «Чичиков увидел, что старуха хватила далеко»; «Чичиков хватил в сердцах стулом об пол»; «Натура топором хватила раз – вышел нос, хватили другой раз, вышли губы».
Сатирически выразительны у Гоголя фамилии. Они определяют действующих лиц по отрицательным признакам: Собакевич, Свиньин, Трепакин, и др.
Особенно значительную роль играют в поэме пословицы и поговорки. Они искусно разбросаны по всей поэме. Гоголь великий мастер передавать диалоги. Диалог у него всегда очень точно рисует характер людей, ведущих между собой беседу. Достаточно вспомнить беседу Чичикова с Собакевичем. Они стремятся обмануть один другого. В обличении и осмеянии большую роль играют сравнения. Они всегда свежи, образы, выразительны. Певческий концерт сравнивается со сворой псов во дворе Коробочки. Необыкновенна и разнообразна в поэме авторская речь. Она окрашена юмором, часто переходит в гневное сатирическое обличение. Здесь она приобретает патетический характер. Появляются такие слова как «очи», «зреть», «озирать».
Белинский восхищался богатством, разнообразием и общностью языка и отмечал, что «Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефна выражает у него мысль».
Свою ненависть к высшему обществу, к продажным служителям самодержавной машины писатель высказал на страницах гениального произведения, главного труда своей творческой жизни —поэмы «Мертвые души».
Сюжет предельно прост: мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по помещичьим «гнездам» и скупает «мертвые души» крестьян, не прошедших ревизскую сказку, чтобы путем дальнейших махинаций разбогатеть. Форма путешествия тоже не нова в русской литературе. Вслед за Радищевым, Гоголь старается показать широкие просторы России, на которых царит беззаконие. Помещики, с позволения сказать, «столпы общества», оказываются мошенниками и подлецами, ничтожными людишками, которым по праву рождения дано было распоряжаться судьбами сотен людей.
Гоголь показывает, сколь губительно крепостное право не только для самих крепостных, но и для их хозяев, доведших себя до скотского состояния. Смех Гоголя звучит сквозь слезы. Писатель-гуманист не мог оставаться равнодушным ко всем беззакониям и безобразиям, царящим в России. Устами Собакевича, одного из помещиков, он дает характеристики власть имущим, «уважаемым людям» губернии. Председатель палаты, по его словам, «он только что масон, а так дурак, какого свет не производил...».
«Губернатор превосходный человек?
— Первый разбойник в мире! И лицо разбойничье! — сказал Собакевич.
— Дайте ему только нож, да выпустите его на большую дорогу, зарежет, за копейку зарежет! Он, да еще вице-губернатор, это Гога и Магога!»
Полицеймейстер же, по словам того же Собакевича, «мошенник! Продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Страшно становится от таких откровений, исходящих из уст «брата помещика». Ему-то какой резон лгать. Он говорит то, что думает, еще, на наш взгляд, смягчая характеристики в силу своего социального положения. А так «эти мошенники» заслуживают большего. Тюрьма по ним плачет, но они сильные мира сего и вольны распоряжаться жизнями людей, которые лучше и умнее их, порядочнее и выше в духовном развитии. Но таков «порядок вещей», так установлено законом. И Гоголь показывает нам всю абсурдность и беззаконие такой жизни. Он не призывает к революции, к свержению власти, а лишь указывает на ничтожность и мелочность этих людей, забывающих о высоких целях служения Отечеству ради сиюминутной корысти.
Описывая Плюшкина, автор не может не воскликнуть: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». Да, все самоеплохое, если он ставит перед собой низменные цели: обогатиться любой ценой, сделать карьеру за чужой счет, грабить и разорять крестьян ради собственной выгоды...
Но Гоголь бы не был великим писателем-гуманистом, если бы не показал пути развития России. Он верил, что у нее прекрасное будущее. И в финале первого тома «Мертвых душ» писатель дает нам эту картину, рисующую будущее страны: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все остается и остается позади... Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?., и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Остается только удивляться прозорливости автора, сумевшего в своем далеком прошлом увидеть то, что произойдет лишь через сто лет. Только пламенный патриот, каким был Гоголь, смог увидеть и показать всему миру, что ждет Россию. А мы, читая его произведения, восхищаясь его юмором, чистотой и глубиной мыслей и языка, учимся у писателя любить родину, быть ей полезными.
Чичиков мошенник большой руки. Он предчувствует нарождение нового строя — капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Он прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет... Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки... Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется, Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог.
Умен ли герой? Безусловно, его ум изобретательный и изворотливый, способный из всего извлечь выгоду. Но герой не внушает ни капли уважения, так как его способности направлены на обман государства и окружающих, пусть не самых лучших представителей общества. Да, Чичиков общается с мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее, ибо он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение. Он довольно циничен, придумав такую аферу с покупкой мертвых душ. Свое истинное лицо Павел Иванович искусно скрывает под личиной Приличия. Он великий артист-мистификатор.
Приезжая к Манилову, Чичиков подстраивается под характер хозяина. Ведет себя чересчур церемонно. Полчаса хозяин и гость стоят перед дверью, не решаясь войти первыми, уступая друг другу эту честь.
В конце концов втискиваются в нее одновременно. О деле Павел Иванович начинает говорит витиевато: «— Я полагаю приобрести мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии, как живые,— сказал Чичиков.— Мы напишем, что они живые, так, как стоит действительно в ревизской сказке. Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уже извините: обязанность для меня дело священное, закон — я немею перед законом».
Он даже «печется» о родном государстве, утверждая, что «казна получит выгоду, ибо получит законные пошлины». Манилов вполне удовлетворен объяснениями Чичикова, ему недосуг вдаваться в подробности дела. Это довольно скучно для его «возвышенной натуры».
С Собакевичем, чувствующим интуитивно мошенническую сущность Чичикова, Павел Иванович вначале держит себя солидно и серьезно, а потом понимает, что помещик его «разгадал». Притворяться уже не стоит, тут главное — не попасть впросак. И давая деньги, одновременно выдергивает из рук Собакевича расписку.
«—Хорошо, давайте же сюда деньги!
— На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишите расписку, в ту же минуту их возьмите.
— Да извольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги.
Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, Другой написал на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные ревизские души получен сполна».
У Коробочки же Чичиков ведет себя свободно. Настасья Петровна довольно зажиточная помещица: ее «узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок...» У нее есть чем поживиться: медом и пенькой... но Чичиков интересуется совершенно другим товаром:
«— Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
— Кого, батюшка?
— Да вот этих-то всех, кто умерли».
Коробочка вначале опешила, но потом ее волнует только одно — как бы не продешевить. Она готова выкапывать мертвых и продавать, лишь бы была выгода. Позже она не поленилась съездить в город, чтобы справиться о цене на мертвые души.
Ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», — такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Переезжая из имения в имение, Чичиков общается, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова — он добрейший человек, с Собакевичем—»кулак кулаком», у Коробочки — гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.
Павел Иванович не менее отвратителен, чем другие помещики. Если они соглашаются на эту сделку — продажу мертвых душ, то Чичиков является создателем и организатором этой грандиозной аферы. И не будь Ноздрева — дебошира и тунеядца, еще неизвестно, как все бы закончилось. Гоголь в шутку называет его многосторонним человеком, так как он из-за отсутствия логики в ту же минуту предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что есть, на все, что хотите... Тут впервые Чичиков промахнулся. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его сгубило.
По мысли писателя, его герой не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться. Художник-гуманист, Гоголь представить себе не мог, что настанут времена, когда Чичиковы будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатель все сделал, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Он надеялся и верил, что его родина сможет преодолеть все трудности, выйдет на широкую и светлую дорогу, поэтому в конце первого тома поэмы появляется образ «птицы тройки», несущейся в светлую прекрасную даль. Гоголь верил, что своим творчеством приближает это прекрасное будущее.
Другие сочинения по этому произведению
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме