Мёртвые души

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
545 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Грустный смех автора в поэме «Мертвые души»»

Сочинение

Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил В.Г. Белинский, давая дорогу в большую литературу будущему автору «Мертвых душ». Но к гоголевскому смеху примешана далеко не одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и протест. Все это, сливаясь в единое целое под блистательным пером мастера, создает необыкновенный колорит гоголевской сатиры.

Чичиков вместе с Селифаном и Петрушкой садится в бричку, и вот уже покатила она по ухабам российского бездорожья, и пошла «писать чушь и дичь по сторонам дороги». В этой дороге читатель увидит представителей самых разных социальных групп, особенности их жизни, увидит все стороны многоликой Руси. В этой дороге он все время будет слышать смех Гоголя, полный удивительной любви к России и к ее людям.

Смех Гоголя может быть добрым и лукавым – тогда рождаются необыкновенные сравнения и стилистические обороты, которые и составляют одну из характерных особенностей поэмы Гоголя.

Описывая бал и губернатора, Гоголь говорит о делении чиновников на толстых и тонких, причем тонкие чиновники, в черных фраках стоящие вокруг дам, были похожи на мух, которые сели на рафинад. Нельзя не сказать и о совсем небольших сравнениях, которые, как сверкающие бриллианты, рассыпаны по всей поэме и создают ее неповторимый колорит. Так, например, лицо губернаторской дочки было похоже на «только что снесенное яичко»; головка Феодулии Ивановны Собакевич походила на огурец, а самого Собакевича – более на тыкву, из которой на Руси делают балалайки. При встрече с Чичиковым выражение лица Манилова было как у кота, у которого слегка почесывали за ушами. Гоголь использует и гиперболы, например, говоря о плюшкинской зубочистке, которой ковыряли в зубах еще до нашествия французов.

Вызывает смех и внешность помещиков, описываемых Гоголем. Внешний вид Плюшкина, поразивший самого пролазу и лицемера Чичикова (тот долго не мог сообразить, ключник ли перед ним или ключница), повадки –»рыболова-нищего», распустившиеся в душе Плюшкина, – все это удивительно остроумно и смешно, но… Плюшкин, оказывается, способен вызвать не только смех, но и отвращение, возмущение протест. Перестает быть забавной эта опустившаяся личность, которую и личностью-то не назовешь. Как точно сказал про него Гоголь: «прореха на человечестве»! Да разве смешон человек, потерявший все людское: облик, душу, сердце. Перед нами паук, для которого главное заключается в том, чтобы как можно скорее проглотить добычу. Так поступает он со своими крестьянами, выкачивая из них хлеб, домашнюю утварь, а потом сгнаивая это в своих бездонных амбарах. Так поступает он и с собственной дочерью. Жадный и страшный Плюшкин отвратителен нам не только из-за своих нравственных качеств. Гоголь бросает решительное «нет» Плюшкину-помещику, Плюшкину-дворянину. Ведь считалось, что на дворянах, на этих самых Плюшкинах, покоится Российское государство. Да какой же это оплот, какая опора?! Антисоциальность дворянства – жестокий факт, существование которого ужасают Гоголя. Плюшкин, как это ни страшно, – типичное явление для русского общества середины XIX века.

Гоголь – резкий и гневный обличитель. Таким он выступает на страницах «Мертвых душ». Что осуждает он, что квалифицирует как недопустимое в нормальном человеческом обществе? Казалось бы, говоря о Манилове, слово «осуждение» как-то неуместно. Ведь перед нами такой милый, приятный во всех отношениях, учтивый и добрый человек. Это еще и весьма образованный помещик, который выглядит прямо-таки ученым мужем на фоне Коробочки и Собакевича. А как забавны его детки, названные Алкидом и Фемистоклюсом (не надо забывать, что дело происходит в России). Но Гоголю стыдно и больно за Манилова, который строя прожекты в «храме уединенного размышления» и «почитывая книгу, всегда заложенную на четырнадцатой странице», не замечает воровства и пьянства своих мужиков. Манилов в праздности и лени проживает все, что создано его крестьянами, ни о чем не задумываясь.

Антисоциальны и вообще вредны для окружающих другие гоголевские герои: и Коробочка, «дубиноголовая» и скудоумная накопительница, и Ноздрев, подлец, развратник и вообще «исторический человек», и Собакевич, живоглот и «кулак», которому «не разогнуться в ладонь». Все это злостные вредители. Какое им дело, этим кровососам, до государственных интересов?Смех Гоголя – не только гневный, сатирический, обличающий, есть смех веселый и ласковый. Именно с чувством радостной гордости, если возможно так выразиться, говорит писатель о русском народе. Так появляется образ мужика, который, подобно неутомимому муравью, несет толстое бревно. Чичиков спрашивает его, как проехать к Плюшкину, и добившись, наконец, ответа, посмеивается над метким прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. Гоголь говорит об исходящим из самого сердца, животрепещущем русском слове. Он пишет о русском мужике, которого пошли хоть на Камчатку, дай в руки топор, и он пойдет рубить себе новую избу. В этих словах – надежда и вера в русский народ, руками которого сделана и птица тройка. И «как бойкая необгонимая тройка», несется Русь, «вдохновенная богом», и «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Н.В. Гоголь – писатель, чье творчество по праву вошло в классику русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Так происходит и в основном гоголевском произведении – поэме «Мертвые души».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые мы можем условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, – аморальны. Но живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию, нравственный распад общества.

В этом миру живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галлерею характеров и типов, лишенных души, создал Гоголь в поэме, все они многообразны, но всех их объединяет одно – ни у кого из них нет души. первым в галерее этих характеров идет Манилов. Для создания его образа Гоголь использует различные художественные средства, и в том числе пейзаж, ландшафт поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи, окружающие его, характеризуют Манилова не в меньшей степени, чем портрет и поведение: «у всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было». Главная его черта – неопределенность. Внешнее благополучие Манилова, его доброжелательность и готовность к услугам представляются Гоголю чертами страшными. Все это в Манилове гипертрофированно. Глаза его, «сладкие, как сахар» ничего не выражают. И эта сладость облика привносит ощущение неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется «выражение не только сладкое», но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий доктор засластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента». Что за «микстуру» засластила приторность Манилова? Пустоту, никчемность его, бездушие при бесконечных рассуждениях о счастии дружбы. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться.

Совсем другое отношение к хозяйству у коробочки. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы. Но коробочка не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич сильно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество – денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.Представитель еще одного типа помещиков – Ноздрев. Он непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В хорошем состоянии находится только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает, что говорит о полном безразличии к крестьянскому труду. Венчает портретную галерею губернских помещиков Плюшкин. Но он принципиально отличается от всех предыдущих помещиков. Всех остальных помещиков мы застаем такими, какими они сложились. Гоголь всячески подчеркивает, что у этих героев нет прошлого, которое отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. Мертвенность же Плюшкина не так абсолютна. Это герой с развитием, то есть судить о нем мы можем как о развивающемся, изменяющемся (пусть и к худшему) человеке. Образ Плюшкина соответствует картине его имения. Тот же распад и разрушение, утрата человеческого облика: его, мужчину, дворянина, легко принять за бабку-ключницу. В нем и в его доме чувствуется движение тления, распада. Автор не зря окрестил его прорехой на человечестве. К такому же типу помещиков принадлежит и

Чичиков – плут, человек, у которого все заранее высчитано, человек, всецело охваченный жаждой обогащения, меркантильным интересом, человек, погубивший свою душу. Но все же он выглядит более живым, на фоне остальных помещиков.

А ведь, кроме помещиков есть еще и город N, а в нем – губернатор, вышивающий шелком по тюлю, и дамы, хвастающиеся модной тканью, и Иван Антонович кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, проедающих и проигрывающих в карты свою жизнь.

Есть в поэме еще один герой – народ Это та самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее, пламенное, русское. В образе народа живут боль и надежда, любовь и упрек. Да, смешны дядя Митяй и дядя Миняй, смешны свей недалекостью ума, но ведь в этом смехе есть и грусть и боль. Их талант и их жизнь – в труде. Гоголь любит крестьян и потому ненавидит все те проявления общественной и моральной слабости, которые мешают им стать настоящими гражданами России. И народ составляет часть мира «идеального», мира, который строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человека.

Эти миры взаимоисключающие.

По сути, миру «идеальному» противостоит «антимир», в котором добродетель смешна и нелепа, а порок нормален. В техническом отношении для достижения резкого контраста мертвого и живого Гоголь прибегает к множеству разнообразных приемов. Во-первых, мертвенность «реального» мира определяется засильем в нем материального. Вот почему в описаниях широко используются длинные перечисления материальных объектов, как бы вытесняющих духовное. Также поэма изобилует фрагментами, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животными или вещами. В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души – бессмыслица, ведь душа бессмертна. Для «идеального» мира душа бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен – он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.

Чичиковская бричка, идеально преобразившаяся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа – чудесную «птицу-тройку», завершает первый том поэмы. Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Бессмертие души – вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Другие сочинения по этому произведению


«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный" (А.И. Герцен). "Повесть о капитане Копейкине" (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя \'Мертвые души") «Повесть о капитане Копейкине» — острый протест, доведенный до конца Русь народная" в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни" В. Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души «Чиновник с виду и подлец душой» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Автор в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души). Будущее и настоящее в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Быт и нравы губернского города N (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»? В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Возможно ли возрождение Чичикова? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Герои поэмы Гоголя "Мёртвые души" Гоголевский "смех сквозь слезы" в поэме "Мертвые души" ГОМЕРОВСКИЕ И ДАНТОВСКИЕ МОТИВЫ В "МЕРТВЫХ ДУШАХ" Н. В. ГОГОЛЯ Город в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Губернское общество в поэме Гоголя «Мертвые души» Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Дорога и путь - это одна из главных тем "Мертвых душ" Думы о России в поэме Гоголя «Мертвые души» Души «живые» и «мертвые» в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» Души «мертвые и живые» в поэме Н. В. Гоголя Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Души живые и мертвые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Идейно — художественная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Изображение народа в поэме "Мертвые души" ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ\' Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») История жизни Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») История создания Как предыстория Чичикова помогает понять его характер (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Как Чичиков следует отцовскому "наставлению" в зрелую пору своей жизни? Какова роль вещей в сатирическом изображении Гоголя Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Коробочка и Чичиков Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирическое и сатирическое начала в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Манилов (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Манилов и Коробочка в почести Н.В. Гоголя "Мертвые души\' Манилов и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Манилов и Чичиков Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Мертвые души") Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» "Многоликость" внутреннего мира Чичикова Н. В. ГОГОЛЬ О НАЗНАЧЕНИИ ХУДОЖНИКА В "МЕРТВЫХ ДУШАХ" Народ в поэме Гоголя "Мертвые души" Народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Ноздрев и Чичиков Нравственный и правовой смысл преступлений Чичикова Образ города NN в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Манилова в поэме «Мертвые души» Образ народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Павла Ивановича Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ птицы-тройки в поэме "Мертвые души" Образ Родины в \"Мертвых душах\" ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Образ России и народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Руси и русского народа в поэме \"Мертвые души\" Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Чичикова Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души Образы помещиков в «Мертвых душах» Образы помещиков в поэме «Мертвые души» ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Образы Селифана и Петрушки и их функции в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образы чиновников в поэме Гоголя «Мертвые души» (эссе) Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" Одежда героев как деталь в раскрытии образа Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Первый том "Мертвых душ" - книга о "потерянных селеньях" и "погибших поколеньях" Поместье и его владелец (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») (сочинение-миниатюра) Помещик Плюшкин (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Помещики в поэме Гоголя «Мертвые души» ПОМЕЩИКИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души Помещики и народ в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души\' Портрет российского чиновничества Почему в галерее "мертвых душ" Плюшкин изображен последним Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа? (по поэме «Мертвые души») Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой? Почему Н. В. Гоголю не удалось завершить поэму «Мертвые души»? Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»? Почему трудолюбивый хозяин превратился в "прореху на человечестве"? (образ Плюшкина) Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни Предыстория Чичикова (анализ эпизода из 11 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя \'Мертвые души\') Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) Раздумья о человеке в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» Речь в защиту Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Роль автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н. В. Гоголя «Мертвые души» Роль авторских отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Роль лирических отступлений в поэме«Мертвые души» Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Россия Мертвых Душ. Изображение поместного дворянства в поэме Россия и народ в поэме Гоголя Мертвые души Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Русь крестьянская в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Сатирические образы помещиков (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Сатирические образы помещиков (по произведению Н. Гоголя «Мертвые души») Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь «Мертвые души».) Служебная деятельность Чичикова Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смысл сравнения Чичикова с капитаном Копейкиным и Наполеоном (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Собакевич и Чичиков Современная Гоголю чиновничья Россия (по поэме "Мертвые души") Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме "Мертвые души") Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Тема воспитания в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Тема города в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Тема дороги в «Мертвых Душах» Тема дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Тема мертвой и живой души в поэме «Мертвые души» ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Тема родины и народа в поэме "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Тема Родины и народа в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» Характеристика помещицы Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\') Характеристика произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Характеры помещиков в поэме \'Мертвые души" Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» ЧИЧИКОВ - ГЕРОЙ "НОВОЙ ФОРМАЦИИ" Чичиков - делец-приобретатель Чичиков — живая или мертвая душа? Чичиков в поэме Н. Гоголя «Мертвые души Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Чичиков и чиновники. Чичиков и чичиковщина (по поэм Н. В. Гоголя «Мертвые души») Чичиков на балу у губернатора (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души") Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души») Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Чичиков — незаурядная яркая личность (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Что такое «мертвая душа»? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Что такое чичиковщина? Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за… Язык как материал словесности в лирическом отступлении "Птица-тройка" в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" Мертвые Души "Мертвые души" в поэме Гоголя Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Образ и характеристика Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые Души» - гениальная сатира на крепостническую Русь Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души» Описание образа Чичикова в поэме «Мертвые души» Лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе «Мертвые души» Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души» Образ Руси в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Картина духовного обнищания и омертвения Образ России О Чичикове и Собакевиче из поэмы «Мертвые души» (Гоголь) Коробочка 2 Как и почему Плюшкин превратился в «мёртвую душу», или Плюшкин - не «прореха на человечестве», а обиженный и обделённый светом человек Помещики в поэме «Мертвые души» Жанр поэмы «Мертвые души» Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Народ и Родина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков – герой своего времени Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» Чичиков – история жизни во всех деталях Жизненный путь Чичикова Визит Чичикова к Плюшкину Рецензия к поэме Манилов и Плюшкин - два типа характеров в поэме "Мертвые души" Русский помещик в литературе первой половины XIX века Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» «Авторская исповедь» Гоголь или мысль написать «Мёртвые души» Образ Петербурга в поэме Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души» О жанре «Мертвых душ» Характеристика Манилова и Собакевича Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя (1) Речь враля Ноздрева в поэме «Мертвые души» Воспитание и образование Чичикова Манилов "Человек пустоты" в романе «Мертвые души» Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни Сатирические образы помещиков (По произведению Н.В.Гоголя \"Мертвые души\") АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У НОЗДРЕВА" ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Язык в поэме "Мертвые души" Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них). Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова Оформление купчей в гражданской палате Образ города в романе Гоголя «Мертвые души» Портретные описания образов в поэме «Мертвые души» Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души» Ноздрев прожигатель жизни Бытовая деталь в поэме «Мертвые души» Мастерство Гоголя в изображении Чичикова Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души» Образ Руси в поэме Как относится автор к Андрию Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Чичиков. Образ, жизненный путь, его многоликость и типичность Почему стала возможной авантюра Чичикова Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души» «Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души» Быт и нравы Плюшкина Что общего у Гоголевских помещиков? Как я понимаю название поэмы «Мертвые души» ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Манилов и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" ЧИЧИКОВ У НОЗДРЕВА. РОЛЬ ЭПИЗОДА Чичиков центральный образ в поэме, данный в развитии ЧИЧИКОВ - "РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ" «Мертвые души» Н.В.Гоголя.Смысл названия и своеобразие жанра. «Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни Художественное своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души» Коробочка 1 Плюшкин 1 Плюшкин 2 Посещение Чичиковым Плюшкина Чичиков 2 Ноздрев и Собакевич в поэме Гоголя «Мертвые души» Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Приемы индивидуализации в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода главы поэмы «Мертвые души») Лирическое отступление в романе «Мертвые души». Повесть о капитане Копейкине Речевая характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» Поведение Чичикова в обществе чиновников в романе «Мертвые души» Замысел и история создания поэмы Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» и аналогия с «Божественной комедией» Гротеск в поэме «Мертвые души» Чиновники города N в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Купля продажа по Чичикову (по поэме "Мертвые души") Композиция поэмы «Мертвые души» Ноздрев и Собакевич. Характеристика автора Цель и задача жизни Чичикова Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым (По поэме "Мёртвые души") Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме Мертвые души. Чиновники города NN (по поэме Н.В.Гоголя "Мертные души") ЖИВОЕ И МЁРТВОЕ В ПОЭМЕ "МЁРТВЫЕ ДУШИ" Тема гражданского долга в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Характер и быт одного из помещиков (По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") "Человек ловится на мелочах, в крупном - можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную "суть души", ее рисунок, ее тяготение" (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века") АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" В чем современность характера Чичикова Мертвые и живые души в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У ПЛЮШКИНА Поместье и его владелец Мир перевернутых ценностей в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» Тема гражданского долга в поэме Гоголя «Мертвые души» Реалистическая повседневность в поэме «Мертвые души» Проблема II тома «Мертвых душ» Обобщающее значение образа Чичикова в поэме «Мертвые души» Исполнил ли Чичиков завет отца Система персонажей в поэме «Мертвые души» Сюжет и композиция поэмы «Мертвые души» “Мертвые души” Гоголя – удивительная книга Помещики в поэме «Мертвые души» мертвы и морально, и духовно Анализ эпизода VII главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — делец и приобретатель в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" «Мертвые души» творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни Художественный анализ Связь замысла «Мёртвых душ» с религиозно-нравственными исканиями Гоголя В чем Гоголь видит светлые стороны крестьян? Лирические отступления (по поэме «Мертвые души» Характеристика Плюшкина Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Художественные особенности поэме «Мертвые души» Описание дворянства и помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Образы крестьян в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы ЧИЧИКОВ - ДЕЛЕЦ ПРИОБРЕТАТЕЛЬ ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ" ЧТО ТАКОЕ "ЧИЧИКОВЩИНА"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") ПОЭМА ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" - ГЕНИАЛЬНАЯ САТИРА НА САМОДЕРЖАВНО-КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ Тип "делового" человека" произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя Н. В. ГОГОЛЬ. "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Мир помещиков у Гоголя "Настоящее зло: ходит всегда на костылях добродетели" (М.М. Пришвин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века) Знакомство Чичикова с городом NN Сатира Гоголя Живая Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») Поэма Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названия. «Мертвые души» Гоголь - Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки» Концепция мертвой души Ноздрев 2 Автор в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Собакевич — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» помещики и чиновники Две России в поэме Гоголя "Мертвые души" Сочинение Гоголь «Мертвые души» Мир помещиков у Гоголя Почему, собственно, не быть Хлестакову "ревизором" «Мертвые души» поэмы Гоголя Образ Плюшкина Похождения Чичикова: Держи, держи, кричал Чичиков Селифану Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» Исследование образа Собакевича Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Чиновничество в поэме Гоголя «Мертвые души» «Исправление» характера Чичикова Образ, характер, характеристика чиновника "Мертвые души" – полный анализ истории публикации поэмы Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Чичиков — Новый герой эпохи Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н.Гоголя "Мертвые души") «Рыцарь копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков - гениальное предвидение Гоголя Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души» Помещичья Россия в поэме Гоголя «Мертвые души» Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя «Мертвые души» Живая Россия в поэме Гоголя «Мертвые души» Значение для русской литературы «Мертвых душ» Быт и нравы губернского города NN Худ.средства в изображении образа. Коробочка - одна из "мертвых душ" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У МАНИЛОВА" Быт и нравы провинциальной России" по одному или нескольким произведениям Гоголя ТВОРЕНЬЕ ЧИСТО РУССКОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, ВЫХВАЧЕННОЕ ИЗ ТАЙНИКОВ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Чичиков — делец и приобретатель в поэме Гоголя "Мертвые души" "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться" (Л.Н. Толстой) (По одному из произведений русской литературы XIX века) Пример сочинения на тему: Образ Чичикова в романе «Мертвые души» Манилов 3 Собакевич 1 Плюшкин – персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» — великая поэма Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» гениальное творение Гоголя Сцена продажи «мертвых душ» у Плюшкина О языке художественной прозы Гоголя на примере «Мертвых душ» В чем смысл поэмы Гоголя «Мертвые души» Особенности жанра и композиции поэмы Отрицательный образ Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души» Сюжет о «мертвых душах» в одноименном романе Гоголя Исследование образа Манилова Автобиографическое начало в «Мертвых душах» Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Литературное произведение как отражение образа автора Второстепенные образы поэмы «Мертвые души» Персонажи и биографии в поэме «Мёртвые души» Раскрытие образа героя поэмы «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков Исполнил ли Чичиков заветы отца Ноздрев и Собакевич. Противопоставление типов Судьба России в поэме Гоголя «Мертвые души» и наша современность Структура поэмы Гоголя «Мертвые души» Идейно творческий кризис Н. В. Гоголя. Второй том «Мертвых душ» Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА ("МЕРТВЫЕ ДУШИ" Н.В. ГОГОЛЯ) Изображение поместного дворянства в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина и в "Мертвых душах" Н.В.Гоголя Туманная субъективность авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГОГОЛЯ Чем объясняется успех Чичикова Роль личных отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души» Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич Крестьяне в поэме Гоголя "Мертвые души" Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души") "Мещанство - ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге" (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века) Изображения чиновников В Комедии "Ревизор" И В Поэме "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Жанрово композиционное своеобразие поэмы Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя (2) Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика. «Мертвые» и живые души в поэме Н.В.Гоголя. Мертвая и живая душа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века Две России в повести Гоголя «Мертвые души» Гоголь - Книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях» Образ Чичикова в романе «Мертвые души» Манилов 1 Ноздрев 1 Собакевич 2 «Слуги народа» в поэме «Мертвые души» Так в чем же видит автор поэмы «Мертвые души» будущее России Оформление купчей в гражданской палате в поэме «Мертвые души» Процесс деградации помещичьего класса в поэме «Мертвые души» Почему Н. В. Гоголю не удалось завершить поэму “Мертвые души” Некоторые личные черты Гоголя в поэме «Мертвые души» Исследование образа Плюшкина Условия становления и роста капиталистических отношений поэме «Мертвые души» Образы "Живых" и "Мертвых" душ в поэме Гоголя Быт и нравы Плюшкина (По поэме В.Н. Гоголя "Мертвые души") 2 Русский народ в поэме Николая Гоголя "Мертвые души" Почему Гоголь не сумел завершить «Мёртвые души» Особенности героев поэмы «Мёртвые души» Краткая характеристика произведения "Мертвые души" Гоголя Н.В. Столкновение экипажей (Анализ эпизода главы 5 первого тома поэмы Н. В.Гоголя "Мертвые души") Губернский Олимп Визит Чичикова к одному из помещиков Отражение во внешности помещиков их внутреннего мира Анализ эпизода главы V первого тома поэмы Гоголя «Мертвые души» Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича Размах «предпринимательской» деятельности Чичикова Панорамное изображение жизни общества в поэме Гоголя «Мертвые души» Сложность гоголевской поэмы «Мертвые души» Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н.В.Гоголя. РОССИЯ И РУССКИЙ НАРОД В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЕПОСТНИКОВ-ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Изображение города в поэме "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века) Долгий путь к живой душе (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Неуловимая партия Чичикова в симфонии «Мертвых душ» Н. В. Гоголя История создания второго тома «Мертвых душ» Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Художественный образ России БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (ПО КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР») Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя Острый протест, доведенный до конца Cатира на крепостническую Русь Причины, обусловившие характер Чичикова Манилов 2 Манилов 4 Чичиков 1 Кто такой Собакевич в поеме гоголя «Мертвые души» Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Школьное сочинение на тему особенности жанра «Мертвые души» Неуловимая партия Чичикова в симфонии «Мертвых душ» «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники Описание образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души» Работа Гоголя над языком поэмы «Мертвые души» «Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях» Россия Чичиковых в сюжете «Мертвых душ» Авантюризм Чичикова Оценки, даваемые скряге Плюшкину Собакевичем И смех, и слезы… Чичиков в поэме как живой человек (его портрет и манеры) Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души» Быт и характер пяти помещиков в поэме «Мертвые Души» Быт и нравы Плюшкина (По поэме В.Н. Гоголя "Мертвые души") 1 Общий замысел «Мёртвых душ» «Творение чисто русское национальное выхваченное из тайника народной жизни» (В.Белинский о поэме Гоголя «Мертвые души») Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Авторские идеалы и действительность в поэме "Мертвые души" 2 «Дубинноголовая» Коробочка Манилов и Коробочка. Характеристика и противопоставление Образы крестьян. Трудовая народная Россия (сочинение-миниатюра по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя) Чичиков в гостях у Ноздрёва и Плюшкина Владельцы усадеб Поэма Гоголя «Мертвые души» — обличение крепостной России «Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный Изображение провинциального города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Лирические отступления в романе «Мертвые души», диалог о дисгармонии мира Поэма Гоголя «Мертвые души». Путешествие в царство мертвых Изобразить «все дурное что ни есть в России» (на примере образа Чичикова) Воплощение духовной нищеты нравственного убожества русских помещиков Новый герой спекулянт в русской литературе Новый класс в России в образе Чичикова Сатирическое изображение чиновничества и помещиков в поэме «Мертвые души» ЧИЧИКОВ У МАНИЛОВА. РОЛЬ ЭПИЗОДА Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".) Повесть о капитане Копейкине (Анализ фрагмента поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души") Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Чичиков — загадочный герой в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» Чичиков и губернское общество (По роману Н.В. Гоголя "Мертвые души") Быт и нравы Манилова Размышления над поэмой Н.В.Гоголя "Мертвые души" Размышления над поэмой Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2 ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Столкновение экипажей. (Эпизод в поэме Гоголя «Мертвые души») Сюжет "Мертвых душ" (последовательность встреч Чичикова с помещиками) Хронотоп поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души” Рецензия на поэму Николая Гоголя «Мертвые души» Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души») Характеристика образа Капитан Копейкин Кто главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Идейно-тематическое содержание поэмы «Мертвые души» Сарказм, как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова) Роль понятия «мертвые души» для осмысления абсурдности российского миропорядка Представление о художественной многогранности «Мертвых душ» ПОХОЖДЕНИЯ ЧИЧИКОВА "Каждое лицо в "Мертвых душах" есть в то же время вывод из целой категории людей…" (В.Н. Майков) Роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” Сцена продажи «мертвых душ» у Собакевича Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Чичиков герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» Особое место образа Плюшкина в романе Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"? Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Роль эпизода в поэме Мое отношение к Чичикову Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века) Замысел романа Гоголя «Мертвые души» Русь в поэме Гоголя «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков Чичиков 3 Речевая характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» Авторские отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» Исследование образов помещиков в поэме «Мертвые души» Лицо помещиков Замысел «Мертвых душ» Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что раз­личает Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»