Мёртвые души
Николай Васильевич Гоголь
«Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)»
Поэма
Итак, Чичикову город вполне понравился: он нашел, что «город никак не уступал другим губернским городам». В чем же его привлекательность для героя? Ответ на этот вопрос дает автор, иронизируя сначала по поводу внешнего облика города: желтая краска на каменных домах (государственные учреждения и жилища сильных мира сего), как ей и положено, очень ярка, серая на деревянных (обиталища тех, кто менее одарен судьбой) скромна. Затем он подчеркивает, что на домах «вечный мезонин», очень красивый, «по мнению губернских архитекторов».
Особенную иронию у писателя вызывает сообщение в газете об аллее «широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный летний день». Здесь особенно отчетливо проявляется чувство юмора автора, который высмеивает высокопарные речи, на деле не представляющие ничего существенного
Также смеется Гоголь и над обывателями города, сонными, словно мухи, которых не может пробудить ото сна, заинтересовать даже приезд нового экипажа. Обычно в маленьких городах это вызывает едва ли не переполох, а здесь двое мужиков лишь обсуждают колесо рессорной брички Чичикова.
Чиновники города — вполне благопристойные люди. Все они живут в мире, покое и согласии. Полицмейстер для жителей — благодетель и отец родной, как и градоначальник. Все они между собой живут в ладу, отношения между ними очень теплые, можно даже сказать, семейные.
Чичикову все это очень нравится, особенно то, что они не являются недоступными и вполне поддаются на лесть. А потому герой очень комфортно устраивается в их мире. Он показывает себя весьма светским человеком, умея сказать, что надо, пошутить там, где требуется, в общем, предстает «преприятнейшим человеком».
Автор же придерживается иной точки зрения и, благодаря его тонкому юмору и иронии, мы видим бюрократизм, казнокрадство и канцелярскую волокиту чиновничества города.
Уделяет внимание Гоголь и трактиру, в котором останавливается Чичиков. Дается подробное описание общей залы с картинами, на одной из которых изображена нимфа «с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда не видывал».
А чего стоит меню трактира, говорящее само за себя: «щи со слоеным пирожком, сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам…"
Таким образом, город рассматривается с разных сторон его жизни, вследствие чего создается полная картина города NN. Автор вводит нас в его атмосферу.
Описание города чрезвычайно важно для понимания того, что подобные условия — очень благодатная почва для аферы Чичикова. В «дружелюбной» атмосфере большой семьи этот герой оказался вполне к месту и, будучи таким, как и все чиновники города, он смог с ними договориться и удачно «вписался» в интерьер города.
Итак, знакомство с городом NN неслучайно в поэме. Автор проводит нас от самого «низа» — трактира — до «верха» — гостиных чиновников, и мы видим в общем-то одну общую картину. Она складывается из отдельных элементов и представляет собой картину обычного губернского города.
Другие сочинения по этому произведению
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме