Мёртвые души
Николай Васильевич Гоголь
«Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)»
«Мертвые души»
Главное же внимание Чичикова направлено на помещиков. Манилову и Коробочке уже пришлось встретиться с этим человеком. А вот Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину еще предстоит. Но серьезному разговору с каждым помещиком предшествуют эпизоды, подготавливающие сделку.
Так, эпизод встречи Чичикова с Ноздревым в трактире предваряет договор купли-продажи с этим помещиком. Вообще, с Ноздревым Чичиков встречается не впервые. Познакомился с ним герой у полицеймейстера. Это был «человек лет тридцати, разбитной малый, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты». Кроме того, из первой главы мы узнаем, что все внимательно следили за игрой Ноздрева в карты. Наверное, это довольно ненадежный человек и шулер. Это все, что знал Чичиков до их встречи в трактире.
Несомненно, во-первых, следует остановиться на самом трактире. «Деревянный потемневший трактир» был вроде русской избы, но более просторный. Узенький навес, деревянная лестница, широкие сени, скрипучая дверь… Место довольно темное, неприглядное, но «разные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей «говорили о том, что совсем не убытки» терпела вышедшая навстречу Чичикову старуха. Она готова ради денег и поболтать и с посетителями о том о сем. Чичиков узнал от нее много интересного о местных помещиках, узнал кое-что и о Собакевиче, к которому, собственно, он и направлялся.
Но тут кое-что другое привлекло его внимание. Это была подъехавшая бричка, запряженная тройкой добрых лошадей. Два человека в ней особо заинтересовал его: высокий белокурый и чернявый пониже. Голос последнего Чичикову сразу показался знакомым. И он не ошибся, так как встречался уже с этим человеком. Это было Ноздрев.
Здесь впервые в поэме дается портрет этого помещика: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с тонкими, румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Стоит заметить, что автор особенно часто употребляет при описании Ноздрева сравнения.
Но для чего, казалось бы, нам портрет этого помещика? Для того, чтобы понять его образ жизни, характер, интересы. По поводу первого можно было бы сказать, что Ноздрев ведет здоровый образ жизни. Но дальнейшие слова героя опровергают это предположение. У всего разговора одна тематика: кутежи, разгулы.
Пристрастие к спиртному характеризует не только Ноздрева. Вспомним, что пил он с офицерами, да так они пили, что «приехал какой-то князь, послал в лавку за шампанским, нет ни одной бутылки во всем городе, все офицеры выпили». Таким образом, еще один социальный класс, военные, ранее не затрагиваемый в поэме, оказался на виду.
Образ жизни Ноздрева составляют не только кутежи, но и азартные игры. Чичиков как раз застает Ноздрева после того, как тот проиграл. Не зря в этой главе выведен образ зятя Ноздрева. С его помощью мы узнаем, что Ноздрев не может остановиться вовремя, что он слишком самонадеян и бессилен.
Кроме этих грехов, у Ноздрева имеются и другие: он не прочь поволочиться за прекрасным полом, даже способен на воровство. Собаки — страсть Ноздрева, но это вовсе не оправдывает его. Уважающий себя и других человек никогда не опустится до воровства.
Все в Ноздрева пошло, развратно. Законы и нормы не для него. Он позволяет себе говорить с человеком, которого видел один раз, на «ты», называть его «братец мой». Со всеми Ноздрев на короткой ноге. Но грубость его проявляется даже при разговоре о хороших, с его точки зрения, людях: актриса — каналья, хотя ему понравилось, как она пела; Кувшинников — бестия. А сколько у него плутов и мошенников!
Все время, пока Ноздрев говорил (а его так и подмывало рассказать обо всех своих авантюрах), Чичиков наблюдал за ним и отмалчивался. Это был совершенно новый тип помещика, не похожий ни на Манилова, ни на Коробочку…
Привязчивость Ноздрева неприятна Чичикову, это видно вполне определенно. Но он сдерживает себя. Чичиков, живущий разумом, ко всему подходит с обдумыванием. Он размышляет о Ноздреве: «Такой же человек, да еще и проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить», — и решает подойти к Ноздреву.
Чичиков понял самую суть этого помещика — «горазд на все». Но он ошибался, считая, что у Ноздрева что-то можно выпросить.
Хоть последний и живет на широкую ногу, открыто для всех, он любит поживиться за чужой счет и не любит переплачивать. Да, водки-то цену он знает! Поэтому Чичиков не пожелал платить 80 копеек и все-таки удержал 30.
Таким образом, фрагмент этот занимает значимое место в портретной галерее помещиков. Он дал нам очень много сведений о Ноздреве. Уже то, что встреча произошла в трактире, заранее снизило образ помещика. Мы можем с уверенностью сказать, что это пошляк из пошляков: постоянный посетитель распивочных, развращенный азартными играми, вечный должник и гуляка, разбитной и неугомонный, грубый и черствый, любящий только себя и своих куцых и борзых.
Другие сочинения по этому произведению
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме