Мёртвые души
Николай Васильевич Гоголь
««Чиновник с виду и подлец душой» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»).»
Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы,…все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени.
Поэма
Гоголь работал над своею поэмой целых 17 лет: от первоначального замысла (1835) до последних фрагментов и штрихов (1852). На протяжении этого времени его замысел менялся, и в итоге в своем произведении писатель дает возможность увидеть всю, современную ему, Россию. Он выводит множество разнообразных характеров и типов, показывает жизнь разных слоев русского общества первой половины 19 века.
«Мертвые души» состоят из трех композиционных звеньев, тесно связанных между собой. Первое звено дает характеристику российских помещиков, второе изображает чиновников губернского города N, третье — повествует о жизни Чичикова.
Жизнь провинциальных чиновников описывается в 7 — 10 главе поэмы. Если в главах о помещиках Гоголь стремился подробно описать каждый тип, вывести индивидуальный характер, то при описании чиновников для него важно изобразить среду в целом. В «Мертвых душах» писатель создает коллективный портрет продажного племени служащих.
Важно, что все эти «государевы люди» во главе с губернатором наделены огромной властью. Они правят подданными от имени царя. На чиновниках лежит огромная ответственность, поэтому они должны с честью выполнять свой долг, свои обязанности. Но в «Мертвых душах» показано другое, истинное, положение вещей, выраженное в словах Собакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
Казалось бы, город N. — губернский город. Он находится «не в глуши, а, напротив, недалеко от обеих столиц». Можно было подумать, что уж здесь-то, в отличие от уездного города, где происходит действие «Ревизора», чиновники во главе с губернатором будут достойно исполнять свой долг. Но оказывается, что везде управление одинаково: и в захолустном уездном городишке, и в крупном губернском городе творится чиновничий беспредел.
Государственная должность для чиновников города N. — лишь средство беспечной и праздной жизни. Недаром Собакевич советует Чичикову искать свидетелей для своей сделки среди этой братии: «Пошлите теперь же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит теперь дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…»
Чиновничество погрязло во взятках. Даже самого мелкого дела нельзя совершить, не принеся «государственному мужу» «подарка». Так, Чичиков пытается найти доступ к сердцу важного и неприступного Ивана Антоновича — Кувшинное рыло. На самом деле это всего лишь мелкий чиновник крепостной экспедиции. Но без его «одобрения» нельзя было добиться решения дела. Недаром он сурово заявляет Чичикову: «Да ведь Иван Григорьевич не один; бывают и другие». Павел Иванович, сам бывший чиновник, не теряется. «Я сам служил, дело знаю…» — заявляет он.
Кувшинное рыло — не просто взяточник, а многоопытный артист в своем ремесле. Понятно, что ни одно дело не решается у него, впрочем, как и у его коллег, без «небольшого приношения» от просителей.
«Подвиги» чиновников на государственном поприще раскрываются на протяжении всей поэмы, но достигают своего апогея в 9 — 10 главах произведения. Город N. всполошило страшное известие. Какое же? Противозаконные махинации с мертвыми душами? Переодетый разбойник «вроде Ринальда Ринальдина», появившийся в городе? Делатель фальшивых ассигнаций, промышляющий в N. Нет, чиновников до смерти напугало известие о назначении нового генерал-губернатора.
Мигом они стали вспоминать свои грехи, «обнажаясь» перед читателем. Инспектор врачебной управы лихорадочно думает о больных, умерших в значительном количестве от горячки, против которой не было принято надлежащих мер. Председатель палаты бледнеет от мысли, что он совершил купчую на мертвые крестьянские души. А прокурор вообще пришел домой и внезапно умер. Какие же грехи были за его душой, что он так сильно испугался?
Смерть прокурора так же нелепа и бессмысленна, как и его жизнь. Ничего полезного для города он не сделал, впрочем, как и другие чиновники. Поэтому о прокуроре сразу же забудут. Или, в лучшем случае, будут помнить, что у него были «темные густые брови». Такая же участь ждет и коллег прокурора. Жизнь чиновников пуста, они — просто коптители воздуха, растратившие бесценную жизнь на подличанье и мошенничество.
С каждой страницей раскрывается истинное положение дел в городе. Описание жизни в N. становится все печальнее и страшнее. За смехом вырастает грозная картина произвола чиновничества.
Почему же «отцы города» так боятся нового начальства? Они думают о наказании? Мне кажется, они боятся нового, более крупного, произвола. Ведь губернатор — тоже чиновник, существующий в системе страха и безнаказанности. Он, чувствуя свою власть, сможет куражиться не только над жителями губернии, но, прежде всего, над своими подчиненными. Поэтому чиновники не столько вспоминали свои грехи, сколько гадали, к чему новое начальство может придраться. А уж если это случиться, то начнутся «переборки, распеканья, взбутетенивания, всякие должностные похлебки, которыми угощает начальник своих подчиненных!» Мысли об этом приводят чиновников города N. в ужас.
Важно, что государственные мужи знают за собой все грехи. Но они оправдываются тем, что у них большая семья, которую надо кормить. А, кроме того, сами просители несут и несут: «повадится черт подвертываться каждый день под руку, так что вот и не хочешь брать, а он сам сует». Из этого можно сделать вывод, что в России сложилась порочная система, в которой виноваты не только чиновники, берущие взятки, но и граждане, дающие их.
Как и помещики, чиновники воплощают собой социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине». Здесь уже действуют служители самых высоких рангов — министры, приближенные к государю. Но и в этой высокой среде действуют «низкие» чиновничьи законы. Человек, жертвующий своей жизнью во имя родины, умирает с голоду. И никому нет до этого дела. Министр рекомендует капитану Копейкину помочь себе самому. Он заявляет: «Меня ждут дела важнее ваших». Высокий чиновник намекает на важные государственные решения, которые не могут подождать, в отличие от простого солдата. Так, с циничной откровенностью интересы государства противопоставляются интересам отдельного человека. Гоголь делает вывод, что заботы о простом гражданине абсолютно чужды государственной власти.
Важно отметить, что и главный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков — также долгое время был чиновником. Из истории его жизни мы узнаем, что большинство своих мошенничеств он совершал именно на чиновничьем поприще. Герой брал взятки, воровал казенные деньги, то есть использовал свое «хлебное местечко», чтобы обогатиться самому, а не принести пользу государству. И так поступало большинство его собратьев, коллег.
Примечательно, что, побыв чиновником, Чичиков захотел стать помещиком. Гоголь показывает, что чиновники и помещики составляют единую порочную систему бесправия, произвола и страха, губящую Россию.
«Мертвые души»
Гоголь верил, что положение дел рано или поздно должно измениться. Мне также кажется, что это возможно. Все зависит от людей — граждан своей страны. Только общими усилиями, на мой взгляд, возможно разрушить порочную систему страха и произвола, до сих пор во многом царящую в нашей стране.
Другие сочинения по этому произведению
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме