Мёртвые души
Николай Васильевич Гоголь
«Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»
Во 2−6 главах поэмы «Мертвые души» Гоголь представляет нам жизнь современных ему российских помещиков. Писатель рисует различных представителей этого класса, объясняя визиты к ним одной целью — стремлением мошенника Чичикова купить «мертвых душ».
Эпизоды, связанные с этими героями, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологической характеристики
Помещики представляются нам последовательно, один за другим. Каждый из них выражает какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием.
Так, «галерея» открывается беспочвенным мечтателем Маниловым. Сам автор относит его к категории людей из разряда «ни то, ни се, ни рыба, ни мясо». И действительно, у этого человека нет четко выраженной жизненной позиции, нет своих взглядов и убеждений. В беседе с Чичиковым весь он — стремление угодить собеседнику. И не более того.
Манилов довольно хорошо образованный, культурный, интеллигентный человек, однако полностью оторванный от реальной жизни. Он живет в своих прекраснодушных мечтах, смотрит на мир «сквозь розовые очки». Именно поэтому этот помещик характеризует местных чиновников, всем известных прожженных воров и взяточников, как прекрасных людей, добрейших, честнейших и препорядочных.
В голове Манилова живет множество планов и проектов, фантастических и нереальных. Однако, познакомившись с этим человеком, мы понимаем, что он никогда не воплотит их в жизнь и навсегда останется прекраснодушным мечтателем, ничего не сделавшим в реальности.
После Манилова Чичиков, сам того не желая, попадает к помещице Коробочке. Это была «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки
и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодом».
Коробочка отличается чрезмерной тупостью и ограниченностью, недаром сам Чичиков называет ее «дубинноголовою». В жизни эту «даму» интересует лишь цена на пеньку и пух — больше она ничего и никого не желает знать. В ее доме жизнь остановилась, как остановились часы во всех ее комнатах, а вокруг героини роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования.
Помещик Собакевич — полная противоположность любезного Манилова. Этот грубый, «неотесанный» человек крепко стоит на ногах. Весь он — практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап. Собакевичу абсолютно чужды «высокие материи», он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость.
Этого помещика нисколько не удивила просьба Чичикова (в отличие от предыдущих героев). Он видит в предложение Павла Ивановича возможность заработать — и это самое главное для него: «Черт возьми, — подумал Чичиков про себя, — этот уж продает прежде, чем я заикнулся!»
Про таких людей, как Собакевич, говорят, что он своего не упустит. И действительно, этот герой выгодно продал своих умерших крестьян Чичикову, успев, к тому же, и «надуть» его — продать под видом мужских женские «души».
Ноздрев, с которым Чичиков встретился по дороге к Собакевичу, — воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».
Этот герой не признает никаких законов и принципов, кроме одного — интереса и азарта. И ради этого он готов на все — на любую подлость и аферу: «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Недаром именно Ноздрев становится человеком, распространившим слухи о том, что Чичиков скупает мертвые души — то есть фактически именно он способствовал краху аферы главного героя.
Скупец Плюшкин завершает череду помещиков, изображенных в поэме. Сам автор называет этого героя «прорехой на теле человечества» — настолько он кажется жалким и никчемным. Больше того, имя Плюшкина стало нарицательным — превратилось в символ безумного накопительства, скупости в крайней степени. Ведь этот помещик, имея большие богатства, морил голодом себя и своих крестьян, «трясся» из-за каждой, самой ненужной, вещи, тратил свою жизнь на бесплодное накопительство.
Таким образом, в поэме представлены разные типажи русских помещиков. Порядок их представления связан с количеством зла, сконцентрированного в этих героях, со степенью «вредоностности» и омертвелости их души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым «безнадежным» из всех представленных помещиков.
Такая «восходящая композиция» в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.
Другие сочинения по этому произведению
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме