Мёртвые души
Николай Васильевич Гоголь
«Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).»
Поэма
Гоголь работал над своей поэмой целых 17 лет: от первоначальной идеи (1835) до последних фрагментов и штрихов (1852). На протяжении этого времени его замысел менялся. В итоге в своем произведении писатель дает возможность увидеть всю современную ему Россию, показывает множество разнообразных характеров и типов людей.
Сюжет «Мёртвых душ» состоит из внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: отдельных портретов людей, которых посещает Чичиков, пытаясь провернуть главное «дельце» своей жизни — покупку «мёртвых» душ. Каждое из этих звеньев помогает автору обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
В поэме очень широк охват социального строя России начала 19 века: здесь и чиновники, и крестьяне, и, конечно же, помещики. Галерея крепостников выписана Гоголем особенно чётко.
Одним из помещиков, с которым по ходу действия общается Чичиков, является Ноздрёв. Интересно, что поведение именно этого персонажа станет главным толчком к раскрытию аферы, которую задумал главный герой.
Чичиков — хороший психолог, он знал людей и чувствовал их слабые места. Ни с одним из помещиков (Манилов, Коробочка, Собакевич) герой не ошибся в своих расчетах. Но Ноздрёв, в силу своего необузданного темперамента, оказался полностью непредсказуем. В отношениях с ним Чичиков ошибся, и эта ошибка дорогого ему стоила.
Важно отметить и ещё один момент: ко всем помещикам Чичиков едет сам, чётко продумывая свой план, выясняя все возможные сведения об этих людях. А встреча с Ноздрёвым произошла неожиданно, в трактире (глава четвёртая).
Читателю сразу становится известно, что герои давно знают друг друга: «Чичиков узнал Ноздрёва, того самого, с которым он обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошёлся на такую широкую ногу, что начал уже говорить „ты“, хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода». Это короткое воспоминание даёт ясное представление о том, как на самом деле относится Чичиков к этому помещику.
Анализируемый эпизод практически не влияет на развитие сюжета (не считая решения Чичикова заехать к Ноздрёву в гости). Поэтому определить его место в канве произведения достаточно сложно, но и внесюжетным этот эпизод назвать нельзя. Композиционно он способствует развитию действия всего романа.
По форме эпизод представляет собой разговор Чичикова, Ноздрева и его зятя Мижуева. Но по сути это монолог Ноздрёва, его рассказ о том, как он погулял на ярмарке. Речь героя перемежается краткими, но меткими авторскими характеристиками, что даёт более глубокое представление о внутреннем мире этого образа.
Гоголь описывает Ноздрева следующим образом: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Таким образом, помещик представляется эдаким «крестьянским сыном». Действительно, по уровню образования и воспитания он недалеко ушёл от народа, которым повелевает.
Ноздрёв чрезвычайно груб в обращении с людьми. Когда он просит Чичикова посмотреть на бричку, в которой приехал, «он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку». Речь героя, манера выражаться и держать себя также не отличаются утонченностью. Барин кричит, бранится и постоянно целуется с Чичиковым, выражая таким образом своё расположение. Чичикову, однако, подобная фамильярность неприятна.
Ноздрёв называет главного героя «свинтусом» и «скотоводом» за то, что тот не был на ярмарке. Герой постоянно сетует, что Чичиков не покутил с ним вместе: «Эх, брат Чичиков, то есть как я жалел, что тебя не было. Я знаю, что ты бы не расстался с поручиком Кувшинниковым. Уж как бы вы с ним хорошо сошлись!» Такое мнение о Чичикове вызывает недоумение у читателя. Зная биографию главного героя, невозможно предположить, что он заядлый кутила. Скорее всего, Ноздрёв перепутал его с кем-нибудь. Это лишний раз доказывает непредсказуемость действий и мыслей помещика. А у Чичикова даже нет возможности возразить ему, потому что Ноздрёв не даёт никому и слова сказать.
Важно отметить, что речь помещика свидетельствует не только о его необразованности и грубости, но и о том, что он заядлый игрок. Герой очень часто употребляет слова из жаргона картёжников («загнул утку», «мог сорвать банк», «играть дублетом»). А покупка щенка на ярмарке говорит о том, что Ноздрёв ещё и охотник: «Настоящий мордаш… я, признаюсь, давно острил зубы на мордаша». Таким образом, круг интересов нашего героя полностью соответствует тому, как проводили свою жизнь многие из тогдашних крепостников.
Благодаря своей открытости в выражении чувств и достаточной безрассудности в делах, Ноздрёв производит впечатление глупого, импульсивного барина, который ради удовольствия может просадить всё своё имение. Но, как мы убедимся позже, это мнение ошибочно. Гоголь специально использует приём умолчания в раскрытии данного образа, чтобы создать интригу. Это свидетельствует о большом писательском мастерстве автора поэмы «Мёртвые души».
Другие сочинения по этому произведению
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме