«Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» )»
Сочинение
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам — все это рождалось в жадных умах как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и старались сохранить. И во время этого противостояния каждый должен был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества, стойкости и храбрости в русской истории достаточно. Это и нашествие татаро-монголов, когда русским приходилось, не щадя себя, драться за каждый клочок родной земли, когда их многомиллионная армия вынуждена была неделями брать города, защищаемые одной-двумя сотнями героев. Или во время нашествия Наполеона, прекрасно описанного Толстым в “Войне и мире”, мы встречаем безграничную силу, мужество и единение русских людей. Героем был и каждый отдельный человек, и весь народ. Чем больше становилось население земли, тем больше ненавистикопилось в сердцах, тем ожесточеннее становились войны. С развитием науки совершенствовалась и военная техника, военное искусство. Все меньше зависело от каждого отдельного человека, все решалось в битвах огромных армий и техники. И все-таки люди оставались определяющим фактором. От поведения каждого зависела боеспособность рот, полков, армий. На войне нет сверхгероев. Герои все. Каждый совершает свой собственный подвиг: кто-то рвется в бой, под пули, другие, внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов. О прекрасном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Много испытал герой и доказал, какой силой может обладать русский человек.
До войны жил он обычной, неприметной жизнью. Работал “в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился в слесаря”. Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились у них дети, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал человек подумывать о счастливой старости. “А тут вот она, война”. Все надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело идти на встречу с врагом. Ужасные мучения испытывает любой человек, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужественные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и родных, но и ради жизни и спокойствия других людей.
Но воевать не так просто, как кажется. Во время боя трудно соблюдать порядок и ясность. Где враг, где свои, куда идти, в кого стрелять — все перемешивается. Так и Соколов в хаосе войны был контужен и попал в плен. “Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень...” Тут его фашисты и взяли. И здесь, в плену, начинаются самые страшные испытания. Люди отрезаны от Родины, шансов на выживание нет, а еще издевательства и истязания. “Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь...” Кормили плохо: вода, баланда, иногда хлеб. А работать заставляли с утра до вечера.
Но быть в плену — это не значит быть бесполезным стране. Это не предательство, не слабость. Даже в плену есть место подвигу. Нельзя падать духом, надо верить в победу, верить в свои силы и не терять надежды на избавление. Несмотря на то что человека лишили погон, оружия, он все равно должен оставаться солдатом, до конца быть верным своей Родине. Вот почему Соколов не может принять предательства Крыжнева. Этот мерзкий и низкий человек готов выдать друзей ради своей жизни. “Своя рубашка к телу ближе”, — говорит это ничтожество. И поэтому, исполняя свой солдатский долг, Соколов своими руками задушил предателя и не испытал при этом ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: “...будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил...” Много еще пришлось Соколову увидеть и испытать в плену. Гоняли их по всей Германии, унижали, заставляли гнуть спину. И не раз смерть проходила рядом. Но самое сильное, самое острое испытание случилось с Соколовым при встрече с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти нависла над ним. Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата, как настоящего сына Родины. Ведь умереть достойно тоже надо уметь! Не пойти на поводу коменданта и сохранить человеческое достоинство до конца смог Соколов. Не спасовал перед властью, а, наоборот, показал себя достойно. И несгибаемой волей Соколов отвоевал у судьбы право на жизнь. И даже немецкий офицер признал в Соколове личность, а не раба, безропотно идущего на смерть.
С этого момента Соколову полегчало. Он даже устроился работать шофером. Русские наступали и были уже близко. С необычайной силой возросла в Соколове тяга к Родине. И страх, и чувство опасности отступили на второй план, рискуя жизнью — всем, что у него осталось, — Соколов прорывается через линию фронта. “Милый ты мой губошлеп. Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец?” — восклицает он при встрече со своими. Радость его неизмерима.
Многотрудна, страшна была судьба Соколова. Он потерял близких, родных. Но важно было не сломаться, а выстоять и остаться солдатом и человеком до конца: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести...” И главный подвиг Соколова в том, что он не зачерствел душой, не обозлился на весь свет, а остался способным любить. И Соколов нашел себе “сына”, того самого человека, которому он отдаст всю свою судьбу, жизнь, любовь, силы. С ним будет и в радости и в горе. Но ничто не изгладит из памяти Соколова этот ужас войны, его понесут с собой “глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть”.
Соколов жил не ради себя, не ради славы и почестей, а ради жизни других людей. Велик его подвиг! Подвиг во имя жизни!
Другие сочинения по этому произведению
«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский)
«Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
«Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский).
«Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» )
Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека
Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»).
Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?
Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека")
Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека"
Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова "Судьба человека"
Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Русский характер (О рассказе "Судьба человека")
Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Судьба военного поколения
Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека»
Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека»)
Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека")
Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека"
Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека»)
Образ и характер Андрея Соколова
В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека"
Тема чести человеческого достоинства
В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства
Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека в гражданской войне
Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека»
А был он лишь солдат Солдатами не рождаются
Судьба русского человека в годы войны
Судьба человека.
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне
Как вы понимаете слово «судьба»
Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека»
"Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека
Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека»
Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека»)
«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»
О названии рассказа «Судьба человека»
Судьба человека,судьба народная
Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека”
Анализ произведения
Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа
Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы ( По рассказу "Судьба человека")
Исповедь Соколова в рассказе «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе
Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером
Пафос рассказа «Судьба человека»
Борьба есть условие жизни
Защита родины есть защита и своего достоинства
Форма и сюжет рассказа «Судьба человека»
Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля
Судьба военного поколения (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека")
Характеристика произведения "Судьба человека" Шолохова М.А.
Идейно-тематическое содержание рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Система образов рассказа «Судьба человека»
Русский чудо-человек
«Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы
Судьба человека в русской литературе XX века
Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)
Размышления о романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Происхождение романа М.Шолохова «Поднятая целина»
Русские крестьяне романе «Поднятая целина»
Руководящая роль партии в деревне (по роману "Поднятая целина")
Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
История создания рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Художественно-идейное содержание рассказа
Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Мое любимое произведение рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова
Особенности жанра рассказа в "Судьбе человека" Шолохова М.А
Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина»
Авторский замысел романа «Поднятая целина»
Спор гремяченских активистов о раскулачивании (По роману Шолохова «Поднятая целина»)
Значение массовых сцен в прозе Шолохова (По роману «Поднятая целина»)
В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы
Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека»
Композиционная особенность рассказа «Судьба человека»
Попытки Соколова преодолеть одиночество
Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина»)
Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина»)
Жанровые особенности рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Шолохов "Судьба человека"
Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова М.А.
Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова)
Смысл названия рассказа «Судьба человека»
Изображение народного характера в повести М. Шолохова «Судьба человека»